Важнейший этап модернизации всей. Основные этапы модернизации китайской народной республики

Теории политической модернизации

Теория политической модернизации в политической науке начала формироваться в 50-60-х гг. XX в. Ее создатели опирались на теоре­тическое наследие известных исследователей XIX- начала XX вв., в частности М. Вебера (выдвинувшего идею развития европейской ци­вилизации в направлении от традиционного общества к современно­му на основе рационализации поведения), Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма (предложившего концепцию эволюции от обществ с «механической солидарностью» к обществам с «органической солидарностью» на ос­нове разделения труда). В качестве теоретической базы, на которую опирались теоретики модернизации, выступали также основные поло­жения структурно-функционального анализа, представления струк­турных функционалистов об общественном развитии.

Особый вклад в разработку теории модернизации внесли работы Г. Алмонда и Д. Пауэлла «Сравнительная политология. Подход с по­зиций "концепции развития"»(1966), Д. Аптера «Политика модерниза­ции» (1965), С. Липсета «Политический человек» (1960), Л. Пая «Ас­пекты политического развития. Аналитическое исследование» (1966), Д. Растоу «Мир наций» (1967), Ш. Эйзенштадта «Модернизация: про­тест и изменение»(1966), С. Хантингтона «Политический порядок в меняющихся обществах»(1968) и другие. В своем развитии теория модернизации прошла условно три эта­па: 50-60-е гг., 60-70-е гг. и 80-90-е гг.

Теория модернизации «образца 50-60-х гг.» основывалась на та­ком методологическом допущении, как универсализм. Развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Признавалось наличие национальных особеннос­тей, однако считалось, что они имеют второстепенное значение.

В целом модернизация представлялась как процесс развития в направлении от традиционного общества к современному. Большин­ство авторов теории модернизации в 50-60-х гг. исходили из идеи технологического детерминизма. Они считали, что в основе общест­венного развития лежит прогресс в экономике и технологии, ведущий к повышению жизненного уровня и решению социальных проблем (необходимо отметить, что в этот же период создавались теории ин­дустриального общества, основанные на сходных допущениях; эти теории развивались в трудах У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла и др.). Бла­годаря научно-техническому прогрессу происходит «осовременивание» общества путем перехода от традиционных ценностей и общественных структур к современным, рациональным ценностям и струк­турам.

Наиболее развитой, «современной» страной представители тео­рии модернизации считали США, за которыми выстраивались евро­пейские страны. Однако отсталые страны также имели шанс достичь уровня «современности» передовых держав. Теория модернизации объясняла пути и способы решения этой задачи. Для этого выясня­лось, насколько «отсталые» общества соответствуют «идеалу», выяв­лялись некоторые национальные особенности и намечались пути ре­шения проблем.


Таким образом, одной из основных черт теории модернизации пер­вого этапа был телеологизм и евроцентризм (точнее американоцентризм). Об этом свидетельствуют и некоторые определения модерниза­ции, родившиеся в этот период. В частности, один из крупных исследо­вателей Ш. Эйзенштадт определял модернизацию следующим обра­зом: «Исторически модернизация - это процесс изменения в направ­лении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. - на южноамериканский, азиатский и африканский конти­ненты». Схожее определение дает и В. Мур: «Модернизация являет­ся всеохватывающей трансформацией традиционного домодернистского общества в социальную организацию, которая характерна для передовых, экономически процветающих западных наций, характери­зующихся относительной политической стабильностью».

Благодаря этим особенностям теория имела большую приклад­ную значимость: ее положения, например, с успехом применялись для обслуживания внешней политики США.

Эти особенности обусловили и специфику взглядов исследовате­лей на содержание политической модернизации как части общего процесса «осовременивания». Политическая модернизация на пер­вом этапе развития теории сводилась к следующему:

Демократизация развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, созда­ние представительных органов власти, разделения властей, введение института выборов);

Изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными).

Представители теории политической модернизации выделяли благоприятные и неблагоприятные факторы этого процесса в развива­ющихся странах. Среди благоприятных называлось успешное соци­ально-экономическое развитие стран «третьего мира», а также актив­ное сотрудничество с развитыми государствами Западной Европы и США. Среди неблагоприятных отмечались сохранение элементов тра­диционного общества, нежелание правящих элит поступиться своими интересами ради обновления страны, неграмотность, отсутствие ра­ционального сознания у большинства населения, существование тра­диционных социальных слоев и традиционного сектора производства. В ходе модернизации должно было, по мнению сторонников данной теории, происходить постепенное устранение неблагоприятных фак­торов.

Политические события 60-х гг. продемонстрировали несовершен­ство теории модернизации и необходимость ее дальнейшей доработ­ки. Эти события вызвали волну критики, в рамках которой условно можно выделить два направления:

1) радикальная критика модернизации, осуществляемая в основ­ном представителями развивающихся стран, а также левого движения 60-х гг. в Западной Европе. По их мнению, теория модернизации оправдывала колонизацию. Они выступали против западной экспансии, за антимодернизацию (против мо­дернизации по западному образцу);

2) критика модернизации, развиваемая в рамках «теории отста­лости», представителями которой были в основном левые радикалы западных и некоторых развивающихся стран. Они критиковали теорию модернизации за упрощение картины развития, за то, что данная теория недостаточно учитывала специфику рассматриваемых обществ, особенности культу­ры и не объясняла механизм торможения насаждавшихся но­вых отношений, институтов и т.п. Эти исследователи счита­ли, что модернизация по западному образцу ведет к консер­вации отсталости, зависимости, нарушению экономической структуры, разрушению экологической среды и социальным конфликтам.

Работа поддержана РФФИ (проект №13-06-00576)

Общая логика процесса модернизации

Процессы модернизации – тема, широко обсуждаемая в научной литературе на протяжении многих десятилетий в разных аспектах. В настоящей работе модернизация рассматривается с общих позиций как важнейший элемент социальной эволюции. В общем виде модернизация может быть описана как процесс постепенной трансформации традиционного общества под влиянием возникшего в нем инновационного сектора. Логика этого процесса следующая (см. рис.1).

Рисунок 1. Схема взаимодействия традиционного и инновационного секторов общества в процессе модернизации (N – численность населения, Y – уровень производства)

Первоначально общество, которому предстоит пройти путь модернизации, является традиционным. Это означает, что его экономической основой является сельское хозяйство, в котором используется в основном ручной труд и традиционные технологии, подавляющая часть населения живет в сельской местности. Такое общество в силу ограниченности ресурсной базы находится в мальтузианской ловушке, в среднем численность населения находится на уровне демографической емкости территории и практически не растет.

Суть модернизации заключается в том, что в указанном традиционном обществе возникает инновационный сектор, в котором начинает использоваться машинный труд и высокопроизводительные технологии. Причины возникновения и развития инновационного сектора могут быть как внутренними (примером этому является модернизация в Англии начиная с XVI века), так и внешними, обусловленными влиянием более развитых стран. В любом случае, центрами развития инновационного сектора экономики являются промышленные поселки и города, куда начинает мигрировать избыточное население из сельской местности, обеспечивая инновационный сектор дешевой рабочей силой. Причина миграции заключается в том, что в силу более высокой производительности труда в инновационном секторе уровень жизни его работников превышает таковой в традиционном секторе. Вследствие повышения уровня жизни падает детская смертность, демографическое равновесие нарушается, прирост населения становится положительным, начинается демографический рост. Если этот рост поддерживается опережающим ростом производительности труда, то он переходит в демографический взрыв. Это первая, неустойчивая фаза модернизации, для которой характерно возникновение диспропорций (например, формирование «молодежного бугра» ), возможны откаты назад, социальная нестабильность, политические кризисы. На этой фазе положительные обратные связи преобладают над отрицательными обратными связями, доля инновационного сектора экономики быстро растет.

Вторая фаза модернизации начинается, когда большая часть населения переезжает жить из сельской местности в города, а само сельскохозяйственное производство становится все более высокотехнологичным и переходит из традиционного сектора в инновационный. В таком обществе уровень материального благосостояния растет, но при этом изменяется модель семьи: она трансформируется из многодетной в малодетную. Рождаемость снижается до уровня смертности, вследствие чего происходит стабилизация численности населения. На этой фазе в демографии преобладающими становятся отрицательные обратные связи, общество становится более стабильным, более старым, обремененным грузом новых проблем: если раньше проблемой был очень быстрый рост населения, то сейчас проблемой становится прекращение этого роста и стремительное старение населения.

Модернизация: экономико-демографическая модель

Базовая математическая модель, описывающая изложенную выше логику процесса модернизации, имеет следующий вид :

= (воспроизводство N 1) – (миграция в города ) ≈ a 1(y )N 1 – bN 1N 2 (1)

= (воспроизводство N 2) + (миграция в города ) ≈ a 2(y )N 2 – bN 1N 2 (2)

y = (ВВП )/(численность населения ) = (3)

где N 1 – численность населения, включенного в традиционный сектор экономики; N 2 – численность населения, включенного в инновационный сектор экономики; a 1 , a 2 – зависящие от y коэффициенты воспроизводства групп населения N 1 и N 2 ; b – коэффициент миграции; Y – производимый в обществе валовый внутренний продукт (ВВП); y – производство ВВП на одного человека (уровень благосостояния).

Для оценки величины производимого ВВП может быть использовано выражение:

Y = Y 1 + Y 2 = γ(A 1 (t)N 1 + A 2 (t)N 2) (4)

где Y 1 и Y 2 – ВВП, производимый в традиционном и инновационном секторе, соответственно; γ – коэффициент; A 1 (t) и A 2 (t) – совокупные факторные производительности в традиционном и инновационном секторах, соответственно (A 1 (t)).

Коэффициент воспроизводства a 1 (y) при увеличении величины y растет от нуля до некоторого постоянного значения (прежде всего вследствие снижения детской смертности в сельской местности). Коэффициент воспроизводства a 2 (y) при увеличении величины y постепенно снижается до нуля (вследствие снижения рождаемости в городской местности). Типовой вид зависимостей a 1 (y) и a 2 (y) представлен на рис.2.

Рисунок 2. Типовой вид зависимостей a 1 (y) и a 2 (y), характеризующих воспроизводство населения в традиционном и инновационном секторах общества в ходе модернизации.

В рамках модели увеличение значения у происходит в процессе модернизации общества, степень которой характеризуется значением величины N 2 /N 1 (отражающем степень вовлеченности населения в инновационный сектор). Поэтому коэффициенты a 1 и a 2 могут быть представлены как функции величины N 2 /N 1 , например, в виде:

где a ij –параметры, учитывающие специфику демографических процессов в рассматриваемом обществе.

Типовая динамика величин N 1 , N 2 и N (N=N 1 +N 2 – общая численность населения) представлена на рис.3 (время на оси абсцисс и значения N 1 , N 2 и N приведены в относительных единицах).

Рисунок 3. Типовая зависимость величин N 1 , N 2 и N от времени в соответствии с моделью.

На рис.4 представлены результаты расчета по модели (1) – (6) демографической динамики японского общества, прошедшего полный цикл модернизации в ХХ веке (данные по динамике численности населения Японии взяты из ). Видно, что модель, несмотря на свою простоту, описывает реальный процесс с хорошей точностью.

Рисунок 4. Моделирование демографической динамики японского общества в ХХ веке (сплошная линия – реальные данные, пунктирная линия – расчет по модели; по оси абсцисс – годы, по оси ординат – численность населения, млрд чел.)

Видно, что процесс модернизации делится на две фазы – убыстряющегося демографического роста (когда еще преобладает сельское население) и замедляющегося демографического роста (когда уже преобладает городское население). Особенно ярко это видно на рис.5, где представлена типовая динамика скоростей изменения величин N 1 , N 2 и N (для сравнения на рис.6 представлены данные о динамике годового прироста численности населения Японии с 1820 по 2008 г. по данным А.Мэддисона .

Рисунок 5. Типовая зависимость скоростей изменения величин N 1 , N 2 и N от времени в соответствии с моделью (1) – (6)

Рисунок 6. Динамика годового прироста численности населения Японии (тыс. чел.). Резкие колебания графика обусловлены войнами и их демографическим эхом. Пунктирной линией изображен сглаженный тренд. Источник данных: .

Видно, что во время первой фазы происходит стремительное увеличение скорости роста населения (при этом скорость роста сельского населения на ранних стадиях даже превышает скорость роста городского населения). Во время второй фазы ситуация кардинально изменяется и начинается столь же стремительное уменьшение скорости роста населения к нулевой отметке (при этом скорость роста сельского населения из-за миграции в города становится отрицательной, что приводит к его абсолютному уменьшению). Аналогичную динамику имеет и производство ВВП (см. рис.7 и 8): на первой фазе модернизации его разгоняет рост населения (и прежде всего — молодежи), на второй фазе его тормозит старение населения.

Рисунок 7. Динамика ВВП Японии. Источник данных: .

Рисунок 8. Динамика годового прироста ВВП Японии. Пунктирной линией изображен сглаженный тренд. Источник данных: .

Из модели (1) — (6) следует, что если на первой фазе модернизации экономический рост происходит как бы автоматически – основным его драйвером является демографический рост, непрерывно увеличивающий количество молодой трудоспособной силы, то в конце второй фазы (когда демографический рост практически останавливается) экономический рост возможен только за счет интенсивного технологического развития, то есть за счет увеличения A 2 (t) . Если страна к нему не готова (не имеет научных кадров, научно-производственной базы, институтов инновационного развития и т.п.), то тяжелый и затяжной экономический кризис неизбежен.

Модель также показывает, что на первой фазе модернизации происходит усиление дивергенции в обществе: в расширяющемся инновационном секторе растет производительность и доходы работников, в то время как в традиционном секторе доходы растут слабо (их увеличение в значительной степени «съедается» вследствие убыстрения демографического роста). Зато на второй фазе модернизации возникает тенденция к конвергенции , поскольку традиционный сектор практически исчезает и общество становится относительно однородным.

Необходимо отметить, что важной особенностью протекания модернизации внутри одной страны является относительная однородность географического и экономического пространства, обеспечивающая возможность достаточно свободного перемещения людей и капиталов. Вследствие этого растущая промышленность в городах своевременно обеспечивается дешевой рабочей силой за счет мигрантов из деревень, а рост ВВП и инноваций в свою очередь способствует повышению производительности труда в сельском хозяйстве, высвобождая рабочую силу, готовую переместиться в города. Если этот процесс правильно организовать, то возникает петля положительной обратной связи, способствующая росту экономики. При этом в результатах модернизации заинтересованы все слои населения, а препятствовать перетеканию рабочей силы и капиталов внутри страны практически невозможно, даже если такое желание у кого-то возникнет. Однако существует условие, необходимое для возникновения самоподдерживающегося процесса модернизации: инновационный сектор должен обеспечивать темпы роста ВВП выше, чем темпы роста населения, индуцированные модернизацией. В противном случае общество не сможет преодолеть мальтузианскую ловушку и модернизация захлебнется. Возможности по наращиванию ВВП у инновационного сектора тем выше, чем выше платежеспособный спрос на производимую продукцию. Но во время первой фазы модернизации платежеспособный спрос населения еще мал вследствие общего низкого уровня зарплат (в свою очередь, низкий уровень зарплат – следствие стремления предпринимателей добиться положительной рентабельности путем снижения производственных издержек). Поэтому очень важный фактор, от которого во многом зависит устойчивость инновационного сектора и успех (или неуспех) модернизации в целом – это возможность продажи производимой продукции на внешних рынках и привлечение финансовых ресурсов из-за рубежа. Кроме того, для развивающихся стран активное участие в международной торговле – это возможность встроиться в международные цепочки добавленной стоимости и обеспечить приток в страну передовых иностранных технологий. То есть, для того чтобы в замкнутой социально-экономической системе начался самоподдерживающийся процесс модернизации, она должна стать открытой .* Однако открытие модернизирующейся экономики таит в себе угрозы. Чтобы разобраться в них, требуется провести анализ процессов модернизации в открытой системе.

Первопроходцем экономической модернизации современного типа была Англия: она в XIX веке вырвалась вперед и стала лидером этого процесса. Модернизация в других странах протекала уже как догоняющая модернизация в рамках взаимодействия Центр – Периферия** Мир-системы , при этом успешные страны постепенно пополняли Центр. До середины XIX века Центр пополнялся исключительно странами Запада, позже к ним стали присоединяться незападные страны (наиболее крупные из которых – Япония и Южная Корея).

Рассматривая ситуацию в мире в свете описанной выше логики процесса модернизации, можно сказать, что Центр – это инновационный сектор мировой экономики, а Периферия – это ее традиционный сектор. Соответственно, должна быть аналогичной и логика взаимодействия этих секторов, и фазы развития глобальной модернизации (единственно, их продолжительность должна быть больше, чем у соответствующих фаз внутри отдельной страны). Однако существенное различие глобальной (в масштабах всего мира) и локальной (в рамках одной страны) модернизации заключается в том, что внутри одной страны внутренние перегородки для движения рабочей силы и капитала отсутствуют, в убыстрении модернизации заинтересованы практически все слои населения. В случае глобальной модернизации страны Центра не слишком заинтересованы в ускоренном развитии Периферии и подтягивании ее до своего уровня. Они заинтересованы в Периферии как в сырьевом придатке, как в площадке для размещения трудозатратных и экологически грязных производств и т.п. При этом существует много возможностей для создания ограничений на миграцию рабочей силы из развивающихся стран, на движение капитала, на передачу технологий.

Поэтому процесс глобальной модернизации в системе Центр – Периферия не столь прямолинеен и однозначен. В ходе его разворачивания возможна консервация отставания Периферии, возникновение ловушек отсталости . За первой фазой ускоренного отрыва Центра от Периферии может не последовать полноценная фаза конвергенции из-за предпринимаемых Центром усилий по сохранению статус-кво. Анализ исторической эволюции показывает, что при попытках догнать страны мир-системного центра периферийные страны сталкиваются с трудностями в преодолении определенного порога экономического развития, составляющего примерно 40% от среднего ВВП на душу населения развитых стран . Это явление называется «ловушкой среднеразвитости» (middle income trap ) .

Институциональный аспект модернизации

Исследования показывают , что на реальное протекание процессов модернизации и возникновение ловушек развития наряду с экономико-демографическими факторами оказывают существенное влияние институциональные, культурные, ментальные особенности, присущие рассматриваемой стране. Не случайно первыми на путь экономической модернизации в Новое время вступили страны Запада, и М.Вебер считал, что настоящей причиной возникновения капитализма была «протестантская этика» .

Особенности институционального устройства, культуры, менталитета – все это продукты длительного процесса социальной самоорганизации, в ходе которого каждый народ, каждая социальная система ищет (и находит) наиболее адекватные для себя формы существования и функционирования. Каким образом удается социальным системам добиться устойчивости в изменяющемся мире? Для этого им надо решить следующие основные проблемы:

(А) обеспечить возможность экономического выживания и развития (с целью удовлетворения материальных потребностей своих членов);

(Б) обеспечить эффективное управление социальной системой;

(В) обеспечить социально-психологическую стабильность системы при наличии разновекторных интересов ее членов, снизить внутреннюю конфликтность.

Исследования с использованием математического моделирования показывают (см., например, , что эффективность различных способов решения указанных проблем в существенной мере зависит от того, в каких внешних условиях находится социальная система и какие приоритетные задачи перед ней стоят.

Так, если приоритетными (жизненно важными) для социума являются задачи безопасности (обеспечение выживания в сложных природно-социальных условиях, при дефиците ресурсов), то в результате самоорганизации общество приобретает черты так называемой Х-структуры , для которой характерно институциональное сочетание «распределительная экономика — директивная (иерархическая) система управления – примат коллективизма в общественном сознании». Сутью этой структуры является объединение общих усилий для борьбы с внешней (для общества) угрозой. Эта структура объективно способствует усилению центральной власти и может быть охарактеризована как «объединение слабых вокруг сильного» .

Если же приоритетными для социума являются задачи экономического развития в условиях ресурсной достаточности (или избыточности), то общество естественным образом приобретает черты так называемой Y-структуры , для которой характерно институциональное сочетание «рыночная экономика либерального типа — адаптивная (демократическая) система управления – примат индивидуализма в общественном сознании». Такое общество не заинтересовано в чрезмерном усилении центральной власти (которое может ограничивать свободу действий индивидов), оно против монополизма в любых его проявлениях и реализует принцип «объединение слабыхпротив сильного» .

Основные отличительные черты этих социальных структур отражены в таблице 1.

Таблица 1. Отличительные особенности Х- и Y-типов социальных структур.

Характеристика X-структура Y-структура
Институциональные особенности
  1. Регулируемая экономика
  2. Директивная централизованная система управления
  3. Примат коллективизма
  1. Либеральная экономика
  2. Адаптивная (демократическая) система управления
  3. Примат индивидуализма в социально-психологической сфере
Условия формирования
  • серьезные внешние угрозы;
  • недостаток ресурсов

(игра с нулевой суммой )

  • отсутствие серьезных внешних угроз;
  • разнообразие ресурсов

(игра с положительной суммой )

Характер конкуренции конкуренция социумов (выживает сильнейший социум) конкуренция индивидов (выживает сильнейший индивид)
Цель Безопасность (выживание социума) Развитие (повышение индивидуального благосостояния)
Способ достижения цели объединение слабых вокруг сильного (сильная центральная власть) объединение слабых против сильного (слабая центральная власть)
Приоритеты
  • кооперация как принцип;
  • обеспечение единства общества;
  • улучшение управления
  • конкуренция как принцип;
  • инициирование плюрализма, экономической активности
Этическая система «декларация добра » (идеологическое единство) «запрет зла » (свобода действий в рамках закона)
Угрозы системе
  • потеря единства общества;
  • снижение эффективности власти, бюрократизм, коррупция
  • монополизация власти;
  • имущественное расслоение
Объект защиты социальная организация (государство) индивидуальные права и свободы

Важно, что данные типы общества отличаются не только структурой, но и механизмами самоорганизации и обеспечения устойчивости (выживаемости). При этом в обществах Х-типа происходят процессы социальной кластеризации (формирование жестких социальных, конфессиональных, этнических и других перегородок, замкнутых кланов и социальных групп, противопоставляющих себя друг другу). Для обществ Y-типа социальная кластеризация не характерна, социум атомизирован: каждый член общества — сам за себя, стремится в минимальной степени зависеть от других. Исторически Х-структуры формировались в обществах аграрного типа (особенно при наличии агрессивных соседей и в районах со сложными природно-климатическими условиями), а Y-структуры – в торгово-ремесленных и индустриальных обществах с развитой конкуренцией (примерами таких обществ являются города-государства Древнего Шумера и Древней Греции, западноевропейские государства начиная с эпохи высокого средневековья).

Если спроецировать содержание таблицы 1 на модернизирующиеся общества, то легко сделать вывод, что традиционному сектору экономики свойственны черты Х-структуры, а инновационному сектору – черты Y-структуры. Соответственно, становится понятно, почему именно западные страны стали лидерами модернизации: причина в том, что институциональные черты инновационного сектора и этих стран соответствуют друг другу. Соответственно, расширение инновационного сектора в этих странах происходило естественно, без внутренних противоречий, чего не скажешь про страны с Х-структурой.

Здесь важно отметить, что принципы самоорганизации в Х- и Y-структурах разнонаправлены (то, что хорошо для одной структуры, – плохо для другой, и наоборот), что делает сложным согласование Х- и Y-элементов в одном социуме. Тем не менее, сочетание Х- и Y-элементов существует всегда, поскольку любое общество вынуждено одновременно решать задачи и безопасности и развития. Так, внутри X-обществ всегда существуют подсистемы, организованные по Y-принципу (например, рыночно-торговый сегмент в аграрных обществах), а в Y-обществах — подсистемы, организованные по X-принципу (например, армия и силовые структуры, системы государственного социального обеспечения в современных западных странах). При этом соотношение X- и Y-элементов в конкретном обществе непостоянно во времени; сильнее всего оно зависит от изменения внешней ситуации: от увеличения или снижения ресурсной базы, от изменения опасности угроз существованию социума. Однако в конечном счете устанавливается определенный баланс X- и Y-элементов во всех подсистемах социума, но непременно при доминировании на верхнем уровне либо X-, либо Y-структуры.

Итак, в процессе социальной эволюции в результате взаимодействия с природно-социальной средой каждое общество приобретает либо X, либо Y-облик (с определенным присутствием элементов противоположного типа). Важно то, что насильственное внедрение в Х-структуру Y-элементов (или наоборот: в Y-структуру Х-элементов), пусть даже с благими намерениями, как правило, приводит к ухудшению качества и снижению устойчивости системы (пример этого – либеральные реформы девяностых годов прошлого века в России).

С другой стороны, необходимо иметь в виду, что X- и Y-структуры даже в «чистом виде» (без примеси противоположных элементов, см. табл.1) обладают внутренней противоречивостью.

Так, Х-система основана на коллективизме, но при этом ей присущ иерархический принцип управления, по своей сути предполагающий неравенство. И если власть, находящаяся на вершине социальной иерархии, злоупотребляет своим положением, то в Х-системе возникают напряжения, внутреннее единство исчезает, система слабеет и может погибнуть.

В отличие от Х-системы, Y-система не предполагает формирования иерархий, формально в ней все равны по своим возможностям. Однако реализация принципов индивидуализма и либерализма в экономической сфере неизбежно приводит к сильному имущественному неравенству и социальной напряженности, подрывающим стабильность общества.

Необходимо подчеркнуть, что обе системы этичны : в обеих системах провозглашается стремление к добру. Однако способы достижения добра различны. В Х-системе это достигается путем декларации добра , равнения на общие для всех образцы нравственного поведения (этическая система № 2 по В. А. Лефевру ). В Y-системе это достигается путем запрета зла , наказания за нарушение общих для всех законов и правил (этическая система № 1 по В. А. Лефевру). Вопрос «какая из этих двух этических систем более правильная и эффективная» — вопрос риторический.

Модернизация на мир-системном уровне

В свете вышесказанного логику нынешнего этапа модернизации на мир-системном уровне можно описать следующим образом.

Первоначально инновационный сектор экономики возникает и начинает развиваться в Западных странах, поскольку и ему и им свойственны черты Y-структуры. В не-Западных традиционных обществах инновационному сектору сложно укрепиться, поскольку он входит в противоречие с преобладающими там Х-структурами. Развитие инновационного сектора, ориентированного на экономический рост и конкурентную экспансию, позволяет странам Запада сделать экономический рывок и стать Центром Мир-системы (рис.9). Начинается Великая дивергенция XIX – первой половины XX века , на протяжении которой страны Запада развиваются существенно быстрее остальных стран.

Рисунок 9. Типовая зависимость величинN1, N2 и N от времени в соответствии с моделью модернизации. Ситуация дивергенции (увеличение дистанции между странами Центра и Периферии Мир-системы)

Не-Западные страны, видя свое отставание, пытаются осуществить догоняющую модернизацию, используя опыт и технологии Западных стран. Но это происходит трудно из-за проблем и противоречий, возникающих при имплантации Y-элементов в не-Западное Х-общество. Успех приходит лишь к тем странам не-Запада, которым удается, не разрушая присущего им доминирования Х-структур, найти такое соотношение между традиционными Х- и инновационными Y-элементами, которое обеспечило бы социальную устойчивость и экономический рост одновременно (примерами стран состоявшейся модернизации с «не-Западным лицом» являются Япония и Южная Корея). Одновременно, в соответствии с логикой модернизации, в странах Центра начинают снижаются темпы роста в демографии и экономике, а успешные развивающиеся страны, наоборот, резко убыстряются в развитии (рис.10). Начинается Великая конвергенция конца XX века (продолжающаяся до сих пор) , когда дистанция между развитыми и развивающимися странами постепенно сокращается.

Рисунок 10. Типовая зависимость величинN1, N2 и N от времени в соответствии с моделью модернизации. Ситуация конвергенции (уменьшение дистанции между странами Центра и Периферии Мир-системы)

Смену процессов дивергенции на процессы конвергенции иллюстрирует рисунок 11. Видно, что в последние десятилетия произошел слом тенденций, формировавшихся в индустриальную эпоху, Запад стал довольно быстро утрачивать свое лидерство.

Рисунок 11. Динамика изменения за последние 1000 лет соотношения демографических и экономических показателей стран Запада и остального мира: а) соотношение численности населения, б) соотношение величины ВВП, в) соотношение величины ВВП на душу населения (расчет по данным )

Хотя неизбежность смены тенденций следует уже из общей модели модернизации (1) – (6), но причины перехода от дивергенции к конвергенции вполне конкретны. Дело в том, что устойчивость либерально-рыночной конкурентно-ориентированной экономики западных стран возможна только при наличии притока дополнительных ресурсов («игра с положительной суммой»). Именно получение дополнительных ресурсов являлось целью политики глобализации, проводимой западными странами. Однако, будучи реализованной, глобализация ставит предел возможностям роста, основанным на внешней экспансии. По завершению глобализации неизбежен переход к «игре с нулевой суммой», период экстенсивного роста заканчивается. С 70-х гг. ХХ века началось замедление роста населения земли (рис.12), стало очевидным насыщение спроса в странах Запада, экономика индустриальных стран стала буксовать.

Рисунок 12. Динамика изменения темпов роста населения Земли за последние 2000 лет (в процентах за год, расчет по данным )

Для расширения спроса на промышленную продукцию и для ее выхода на рынки развивающихся стран необходимо снижение цен. С целью уменьшения себестоимости своей продукции западные фирмы стали переводить производство в развивающиеся страны, где стоимость рабочей силы намного ниже. Однако это привело к ускоренному экономическому росту этих стран (Китая, Индии, Индонезии и др.) и к стагнации производства в странах Запада. Современная ситуация в мире следующая: страны с Y-экономикой в кризисе (из-за низкой прибыли), товарный спрос обеспечивается Китаем и другими развивающимися странами. Что делать Западу, чтобы повысить прибыль? Возможны следующие варианты действий:

1) разработка принципиально новых технологий (NBIC), в которых Запад будет монополистом (но длительное сохранение монополизма уже невозможно из-за глобализации и высокой скорости диффузии инноваций, знаний, образования из развитых стран в развивающиеся);

2) резкое повышение производительности труда , что возможно за счет роботизации (но в этом случае рабочие будут не нужны, люди перестанут получать зарплату. Но тогда не будет и платежеспособного спроса, произведенную продукцию невозможно будет продать).

Это тупик . Развитие по Y-типу, в основе которого – максимизация прибыли, заканчивается. Что будет дальше?

От Мир-системы к Мир-организму

Чтобы понять, что нас ждет впереди, следует обратиться к истории и выяснить, не было ли аналогов современной ситуации в прошлом. Оказывается, исторические аналоги современного структурного кризиса уже были.

Действительно, история цивилизаций демонстрирует существенную неравномерность мирового развития: относительно спокойные периоды сменяются глобальными системными кризисами, приводящими к кардинальной перестройке геополитической структуры, принципов экономической и социально-политической организации обществ. Наиболее яркими примерами фазовых структурных переходов глобального масштаба со времени неолитической революции являются «городская революция» (IV-III тысячелетия до нашей эры), «осевое время» (VIII-III века до нашей эры по К. Ясперсу и современная эпоха. Это хорошо иллюстрирует рисунок 13, отражающий динамику урбанизации на протяжении последних шести тысяч лет (динамика урбанизации является отражением процессов политогенеза).

Рисунок 13. Численность городского населения мира в логарифмическом масштабе, млн чел. (для городов с населением более 10000 чел.)

В эпоху технического прогресса, когда у потребителя появляется многообразие выбора, в производственные линии концернов неизменно внедряются наукоемкие системы, выводящие условия контроля на новый уровень. Инновационные концепции позволяют существенно улучшить качество выпускаемой продукции, сократив за счет рационального использования расходных материалов затратную часть предприятия. На сегодняшний день автоматизацию технологической линии проводят как на небольших объектах, так и на крупных промышленных концернах. Модернизация производства – это необходимость, позволяющая сохранять лидирующие позиции в определенной отрасли в условиях постоянной конкуренции.

Распространенные предпосылки к модернизации производства

Усовершенствование технического потенциала имеющегося оборудования или внедрение новых систем – залог к увеличению рентабельности предприятия, открывающее перед корпорацией новые профессиональные горизонты. Зачастую основными предпосылками к автоматизации производства становятся следующие факторы:

  • нехватка квалификации и профильных навыков у персонала;

  • работа с крупногабаритными изделиями, не рассчитанная на физические возможности человека;

  • низкие показатели ручной производительности;

  • опасные условия трудовой деятельности, негативно сказывающиеся на здоровье персонала;

  • наличие в производстве человеческого фактора (ошибка, невнимательность и пр.).

  • Вышеперечисленные причины становятся весомыми аргументами в пользу автоматизации производства и реконструкции штатного оборудования, технологический потенциал которого не удовлетворяет потребностям целевой аудитории.

    Преимущества модернизации производства

    Модернизация производства – это комплекс узкопрофильных процедур, предполагающий проектирование мощностей и последующее изготовление наукоемкого оборудования, внедрение на предприятие автоматизированных систем и обучение персонала. После проведения пусконаладочных работ заказчик неизменно замечает следующие преимущества:

  • отсутствие зависимости результата от человеческого фактора;

  • финансовая стабильность, достигаемая снижением рабочего персонала;

  • сокращение количества бракованной продукции;

  • возможность круглосуточной эксплуатации оборудования;

  • точный расчет себестоимости и рациональное использование расходного сырья;

  • увеличение производительности предприятия;

  • улучшение качества реализуемого товара.

  • Обратившись за усовершенствованием технологической линии к профессионалам, руководство предприятия делает первый шаг на пути к новой системе контроля и управления на производстве. В России все виды инжиниринговых услуг оказывает ГК «Матрикс», сотрудники которой имеют достаточный уровень узкопрофильных знаний и навыков. Уже на протяжении 12 лет представители отечественной компании проводят реконструкцию имеющегося на объекте оборудования и изготавливают наукоемкие агрегаты, внедряют в предприятие автоматизированные системы и осуществляют пусконаладочные работы. Довериться представителям ГК MaTrIx – значит, раскрыть технологический потенциал производства на максимум.

    Пулатова Г.Э.

    стажер-исследователь-соискатель Университета мировой экономики и дипломатии

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ТАЙВАНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

    После мирового финансово - экономического кризиса 2008 года мир вступил в активную фазу нового этап поиска перспективных путей реформирования и модернизации экономик стран. Модернизация считается условием успешного развития страны, и это подтверждается как историей, так и современной практикой.

    Во многих языках понятия «модерный» и «современный» часто используются как синонимы, хотя между ними есть определенные различия. Так, «Новый толковый словарь русского языка» понятие «современный» объясняет, как относящийся к одной эпохе; происходящий сейчас, сегодняшний, нынешний; отвечающий требованиям своего времени, вызванный его требованиями, понятие «модерный» как новомодный, современный, новейший. В современном понятии «модернизация» употребляется для обозначения комплекса развития общества или отдельной его сферы, преобразования традиционных ценностей, структур и отношений в «модернизированные».

    В экономической области модернизация, по мнению специалистов Ш. Айзен-штадта и А.Десаи, сопровождается: 1) заменой силы человека или животного неодушевленными источниками энергии, такими как пар, электричество или атомная энергия, которые используются в производстве, распределении, транспорте и коммуникации; 2) отделение экономической деятельности от традиционалистского окружения; 3) расширяющаяся замена орудий труда машинами и сложными технологиями; 4) рост в количественном и качественном отношении вторичного (промышленность и торговля) и третичного (обслуживание) секторов эконо-

    мики при одновременном сокращении первичного (добыча); 5) растущая специализация экономических ролей и кластеров экономической деятельности - производства, потребления и распределения; 6) обеспечение самоподдерживающегося роста в экономике; по меньшей мере, обеспечение роста, достаточного для одновременного регулярного расширения производства и потребления; 7) растущая индустриализация1.

    Примечателен опыт Тайваня, успешно осуществившего модернизацию экономики будучи аграрной страной бедной минеральными ресурсами и топливом. Рассмотрение основных направлений создания ею современного производства и трансформации общества от традиционного к современному, должно помочь определению приемлемой для нашей республики стратегии дальнейшего развития.

    Тайвань входит в первую волну новых индустриальных стран. Его развитие началось на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов прошлого столетия, а уже к середине 1960-х он лидировал в мире

    1 Ермаханова С. А. Теория модернизации:история и современность // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Е. Селиверстова, В.М. Марковой, Е.С. Гвоздевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. Разд. 2. С. 233-247

    по темпам экономического роста. К концу 1980-х Тайвань достигает уровня среднеразвитых стран, благодаря политическим реформам, эта страна превращается в политическую демократию.

    Как показывает мировая и Тайванская практика, процесс экономической модернизации страны зависит от нескольких международных и внутренних факторов, который можно условно разделить на 3 периода:

    Первый период - 1952-1980гг., когда первоначально государство активно стимулировала сельское хозяйство, наименее пострадавшее во время Второй мировой войны. Были проведены земельные реформы, восстановлена инфраструктура и правительство добилось среднего ежегодного экономического роста 9.21 %, который в те времена был самым высоким в мире. С 1962 г. сельское хозяйство потеряло свою ключевую позицию как движущую силу экономики - начал быстро развиваться промышленный сектор. За исключением двух энергетических кризисов, в 1973-1974гг. и 1979-1980гг., промышленная отрасль Тайваня поддерживала средний ежегодный темп роста приблизительно 14 %.

    С 1950 г. правительство приняло ряд планов экономического развития, способствовавшие экономическому росту и индустриализации. Первый четырехлетний план экономического развития (195356гг.) определил реконструкцию, которая позволила увеличить производство риса, удобрений, и гидроэлектроэнергии. Это привело к увеличению ВНП до 37 %. Во втором четырехлетнем плане (1957-60гг.) были поощрены отрасли промышленности импортозамещения, при этом ВНП увеличился на 31 %, а национальный доход на душу населения на 13 %. Третий четырехлетний план (1961-64гг.) стимулировал развитие трудоемких экспортных отраслей промышленности, основные услуги, энергетическое развитие, отрасли промышленности, способствовавшие сельскохозяйственному росту, научным исследованиям и разработке ограниченных природных ресурсов острова. Результатами было 42%-ое увеличе-

    ние ВНП и 31%-ое увеличение дохода на душу населения. Эти ранние стадии развития были финансированы иностранными инвестициями всего на 2,2 миллиарда долларов США.

    После сокращения иностранной помощи в 1965 г., был принят четвертый четырехлетний план (1965-68гг.) и сопровождался пятым четырехлетним планом (1969-72гг.). Увеличение ВНП в течение этих периодов составили 46% и 55%, соответственно. К 1971 г. экспорт товаров промышленного назначения увеличился, правительство начало переадресовывать свои приоритеты от трудоемких отраслей промышленности на развития таких капиталоемких секторов как кораблестроение, химическую и нефтехимическую промышленность. Шестой четырехлетний план (1973-76гг.), на который оказал негативное влияние международный кризис, был закончен только с 19%ым увеличением ВНП. Он был заменен шестилетним планом (1976-81гг.), который сосредоточился на расширении основных отраслей промышленности и завершении 10 главных инфраструктурных проектов, включая строительство сталелитейного завода в г. Гаосюне и нового порта Т"а^ипд.

    Второй период - 1981-1999гг. - экономические условия во всем мире и в пределах самого Тайваня претерпевали большие изменения. Темпы экономического роста упали до уровня 7,15%, акцент экономики страны медленно переносился от промышленного сектора в сектор услуг.

    Четырехлетний план (1986-89гг.), позволил добиться среднего ежегодного увеличения ВНП в размере 6,5%. Среди основных приоритетов этого периода его целей была стабильность цен, рост в секторе услуг (7,5%), либерализация торговли, поддержка регионального развития, рост в таких отраслях промышленности высокие технологии, как производство компьютеров, робототехники, и биоинженерии. В ответ на ослабевающий экспортный рост и замедление частных инвестиций на фондовом рынке в 1990г., правительство разработало шестилетний план (1991-97гг.) нацеленный на экономическое оживление. Этот план предназна-

    чался для инвестиций, главным образом транспорте, телекоммуникациях, производстве электроэнергии, контроле за загрязнением окружающей среды. Стимулировались частные инвестиции в сектор научных исследований и высокие технологии. В 1990-е годы продолжалась приватизация правительственных предприятий, был открыт Тайваньский рынок для иностранцев по привлечению инвестиций в технологический сектор.

    Несмотря на то, что средний уровень экономического роста уменьшился между двумя стадиями экономического развития, средний уровень экономического роста с 1952 до 2001 г. составил 8,13%.

    С 1997 года высокие технологии стали обеспечивать почти половину всего объема тайваньского экспорта, по этому показателю остров занял 18 е место в мире. Технологические парки Синьчжу, Тайч-жун и Тайнань - превратились в основные базы деятельности не только для крупных, но и для многочисленных малых и средних предприятий, составляющих основу островной экономики.

    Третий период - начиная с 2000 г. - экономика Тайваня возобновила путь устойчивого роста.

    Шестилетний национальный план развития Тайваня (2002-08гг.) был назван "Вызовы 2008" который оценивался на $75 миллиардов долларов США, и имел семь целей: 1) расширить количество продуктов и технологий самых высоких мировых стандартов; 2) удвоить количество иностранных туристов; 3) увеличить расходы на научные исследования до 3% ВВП; 4) уменьшить безработицу до 4%; 5) увеличить средний темп роста до более чем 5%; 6) увеличить число широкополосных пользователей Интернет до 6 миллионов; 7) создать приблизительно 700 000 рабочих мест1.

    Тогда же была принята программа создания «Зелёного силиконового острова», которая рассматривалась как комплекс правительственных мер, ориентированных на поиск оптимальных методов управления экономики основанной

    1 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

    на экономике на знаний - пришедшей на смену информационных технологий.

    Программа предусматривала пять приоритетных направлений:

    "Зеленый Тайвань" - поддержка всех видов деятельности, направленных на восстановление, сохранение и поддержание экологии;

    "Динамичный Тайвань" - формирование базовой и научно-технической инфраструктур, необходимых для ускорения темпов экономического роста;

    "Эффективный Тайвань" - реализация программы создания на острове комплексной транспортной сети;

    "Качественный Тайвань" - создание условий для развития личностных качеств граждан;

    "Привлекательный Тайвань" - превращение острова в место, приятное для проживания.

    С 2002 до 2007г., экономический рост Тайваня колебался от 3,5% до 6,2% ежегодно. В 2008г. ВВП вырос на 0,7%, однако, в 2009г. темп роста ВВП уменьшился до -1,91% из-за глобального экономического кризиса. Благодаря осуществлению правительственных мер и увеличения экспорта до уровня предыдущих лет, в 2010г. темп роста ВВП составил 10,5%. В 2010 г. Тайвань оценивался как 20-ая крупнейшая экономика в мире с ВВП 427,0 миллиардов долларов США2

    Промышленный сектор является ключевой движущей силой экономического развития Тайваня. За прошлые годы правительство стимулировало частный сектор, который позволил увеличить индустриальную конкурентоспособность и достигнуть устойчивого экономического роста. Вклад промышленного сектора в ВВП достиг пика в 1986 г. на уровне 44.8 % и с тех пор устойчиво уменьшился. В 2010 г. вклад промышленного сектора в ВВП уменьшился до 31.1 %, в то время как сфера услуг увеличилась до 67.5 %. С появлением экономики основанной на знаниях вклад сферы услуг в ВВП, продолжает повышаться; тогда как, вклад аграрного сек-

    2 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

    Таблица 1

    Макроэкономические показатели Тайваня в 2010

    ВВП (миллиардов долларов США) 427,0

    ВВП, на душу населения (долларов США) 35,800

    Уровень экономического роста (%) 10,5

    Уровень безработицы (%) 5,2

    Экспорт (млрд. долл. США) 274,6

    Импорт (млрд. долл. США) 251,4

    Торговый баланс (млрд. долл. США) 23,2

    Золотовалютные резервы (млрд. долл. США) 387,2

    Обменный курс (TWD:USD) 31,642

    Источник: Отдел Статистики, Министерства Экономических Дел Тайваня1

    тора в ВВП падал в течение многих десятилетий и упал до 1.4 % в 2010г.2

    В 2009 г. продукция обрабатывающей промышленности с общей суммой 320202 миллионов долларов США составляла 91,48% общего объема производства промышленного сектора в Тайване. В пределах обрабатывающей промышленности продукция информационно-коммуникационных технологий составляла 34,2%, химическая промышленность 30,5%, металлообработка и машиностроение 24,2%, отрасли промышленности товаров народного потребления 11,1%3.

    Модернизация и экономическое развитие страны было проведено благодаря сочетанию трех сил: мелкого и среднего предпринимательства, крупных корпораций и поддержки государства, которое позволило тому, что:

    Около 8 миллионов населения страны трудятся на 70 тысячах мелких и средних предприятиях, которые создали очень гибкую структуру экономики;

    За последние десятилетия в стране сформировалось 100 крупнейших корпораций, активно участвующих в отдельных отраслях промышленности, во внешней торговле и в операциях на фондовом рынке;

    Государство регулирует важнейшие процессы в экономике, стимулирует

    1 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

    2 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

    3 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/

    экспорт, создавая специальные экономические зоны и научно-производственные зоны, которых в стране более 100 и их деятельность способствует дальнейшему росту научно-технического прогресса.

    Наряду с успехами, Тайвань сталкивается со многими экономическими проблемами, как и другие развитые экономики. Зависимость от экспорта делает экономику страны уязвимой от подъемов и спадов в мировой экономике. Если в 2009г. ВВП Тайваня упал до 1,9% из-за 20 % уменьшения экспорта, то в 2010г. ВВП вырос на 10,5%, поскольку экспорт возвратился на уровень предыдущих лет. Дипломатическая изоляция Тайваня, низкий уровень рождаемости, и быстро стареющее население - главные долгосрочные экономические проблемы Тайваня. Соглашения о свободной торговле распространились в Восточной Азии в течение последних нескольких лет, но до сих пор Тайвань был исключен из большой экономической интеграции в значительной степени из-за его дипломатического статуса. Уровень рождаемости Тайваня (1,0 ребенок на 1 женщину) один из самых низких показателей в мире, поднимает перспективу будущей нехватки трудовых ресурсов, падающего внутреннего спроса, и уменьшения налоговых поступлений. Население страны быстро стареет, количество людей в возрасте старше 65 лет составляет 10,7% общей численности населения острова в 2010г4.

    4 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

    ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012

    Диаграмма 1:

    Динамика состава ВВП Тайваня по секторам экономики

    Динамика структуры ВВП

    80 70 60 50 ^ 40 30 20 10 0

    1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010

    □ сельское хозяйство ■ промышленность □ услуги

    Политическая модернизация общества является необходимым осознанным процессом систематизации, классификации и формализации идей гражданского порядка с целью проектирования на этой основе оптимальной стратегии социального развития. Ключевыми понятиями модернизации являются «согласованность ветвей власти», «устойчивый процесс социального развития», «опорные социальные ориентиры». Сегодня нельзя строить власть «на авось». Жизнь требует нового подхода, объединяющего частные теории и концепции. Философия нашей концепции опирается на идеи Востока и Запада. На Востоке основной задачей власти является обеспечение общественного порядка. В обществах Запада обсуждается дилемма «демократия либо авторитаризм». В целом главной проблемой философии политики стал вопрос измерения властных функций всех сфер общественной жизни. Мы предлагаем властные измерения проводить методом объединения отдельных свойств демократической и авторитарной стратегий. В этом состоит наша идея синтеза оптимальной динамической стратегии социального развития.

    Разберем основы европейской стратегии, которая выросла из морали протестантских общин: «будь нетерпим к ошибкам окружающих, будь прилежен, будь бережлив». Принципиально, эта мораль способна сплотить общину под руководством сильного лидера, но не выдерживает проверки по критерию «то же самое» в разных ситуациях. Единый подход к оценке «то же самое» предложил Лука Пачоли в форме бухгалтерского учета. Это был первый в истории этап модернизации общества, построенный на контроле на недоверии, давший инерционную устойчивость бюрократизму, демократии, индивидуализму, достигший своего апогея в XIX веке и пришедший в упадок к ХХI веку.

    Первая успешная система отношений «на недоверии» реализована в Конституции США в форме противодействия ветвей власти. На протяжении 150 лет Конституция была главным продуктом экспорта США и стимулятором внешних инвестиций. В итоге смысл демократической модернизации свелся к тотальному применению принципа взаимного недоверия и проявился в социальных ориентирах: контроль ошибок, воспитание прилежности, сохранение собственности. В.И. Ленин назвал эти отношения «войной всех против всех». Макс Вебер в кн. "Протестантская этика и дух капитализма" именует эти отношения западным капитализмом, основанным на признании субъектов хозяйствования, повсеместном применении бухгалтерского учета и отчетности, развитии методов анализа, рациональном управлении, протестантской этике.

    Второй исторический этап модернизации реализован в СССР в форме централизованного планирования, ядро которого составляет контроль исполнения ГОСТов. Этот этап был оформлен системой социальных ориентиров: контроль исполнения ГОСТов, воспитание исполнительной дисциплины, выполнение плановых заданий. Принцип этой системы, - приумножение общественной собственности (ст.131. Конституции СССР 1937), а ориентир для подражания, - структура отраслей развитых стран.

    Третий исторический этап объединительной модернизации общества осуществляется сегодня через контроль доверием на отношениях согласия, он имеет цель приумножения собственности на основе развития креативных инициатив населения, опираясь на конституционное право трудиться по способностям (ст.41, Конституции СССР 1977 г.; ст.34, Конституции РФ 1993г.) и содержит социальные ориентиры: контроль инициативы субъекта, воспитание ответственности, компетентная деятельность.

    Первый из упомянутых исторических этапов модернизации общества представляет социальный коридор, в котором порядок возникает в результате непрерывного поиска равновесия между противоборствующими ветвями власти. Здесь формальный порядок можно выразить системой однородных алгебраических уравнений, где интенсивность контроля ошибок такая, какая необходима для обеспечения прилежности и сохранения собственности; соответственно, подобные уравнения можно выразить для прилежности и сохранения собственности. Полезность такого режима контролируется и направляется общественными организациями и СМИ. Идеология первого этапа модернизации успешно освоена в США, чем привлекла инвесторов всего мира. Безграничный доступ к дешевым кредитам позволил США развиваться 150 лет.

    Советская модернизация шла под лозунгом «догнать» структуру отраслей развитых стран. Успех здесь возникал за счет ножниц между статичным тарифным нормированием и динамичным техническим нормированием. Идеология не имела глубоких моральных и нравственных традиций, поэтому советская модернизация была обречена. Вторая мировая война затормозила гибель режима до конца 20-го века. Сегодня советский режим канул в Лету, хотя идея подражания новациям является полезной и нуждается в локальном исполнении.

    Третья историческая волна объединительной модернизации возникла из необходимости сгладить издержки прежних этапов, где мораль и нравственность отдалились от реальности, где люди в массовом порядке утратили эстетическое начало и инициативное принятие самостоятельных решений, ушли от социальной активности, стали «лишними» в обществе. По данным интернета число «лишних» россиян приблизилась к 100 млн. Важно, что не общество их забраковало, но они сами сделали протестный выбор. Мы исследовали этот современный негативный социальный феномен на примере Чернобыльской АС, где в результате аварии исчезли социальные ориентиры и работники потеряли потребность и способность принимать решения. В таких экстремальных ситуациях люди страдают навязчивыми страхами и бессонницей. Организационно мы укрепили в коллективе ЧАЭС социальные ориентиры. Работники стали более адекватными, у них появилась потребность принимать решения, нормализовался сон, исчезли страхи. Наш вывод: сущностью человека является эстетика опережающего ориентирования в форме согласованного единства социальных ориентиров; при большом рассогласовании ориентиров человек теряет связь с социумом, отказывается принимать решения. Согласование ориентиров возвращает человеку адекватность.

    Представляется, педагогическая личностно ориентированная парадигма вызвана необходимостью устранить разногласия между эстетическим началом человека и устаревшими элементами этической практики, что проявилось системным кризисом идеологии, разрушением советской государственности, кризисом педагогической науки и требует обретение человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры. На этом пути возникла потребность создать и запустить механизмы, направленные на скорейшую координацию факторов образовательного процесса.

    Предлагаемый курс подготовки организаторов модернизации образовательного процесса посвящен механизмам систематизации, классификации и координации факторов образовательного процесса путем объединения трех исторических этапов модернизации. Содержание модернизации, - это систематизация социальных ориентиров граждан и приведение их в соответствие информационному уровню, общественному характеру, потребностям развития общества. Образование, как авангардная отрасль экономики, находится на переднем рубеже модернизации. Локомотивом здесь является новая личностная парадигма - ведущая тенденция педагогического сознания 21-го века. Согласно личностно ориентированной парадигме нуждаются в уточнении такие категории: базовые цели политики, собственность, свобода, равенство, социальные ориентиры человека, критерии согласования социальных ориентиров, - что входит в круг инструментов модернизации общества.

    Делай добро и говори об этом

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: