Современное декоративно прикладное искусство японии. Зарождение декоративно - прикладного искусства в японии

Прикладное искусство

Развитие государства, рост благосостояния придворной аристократии требовали изготовления все большего количества предметов роскоши. В связи с этим мощный толчок получило развитие прикладного искусства. Достигается совершенство техники лакировки изделий. На первое место выдвигается национальный японский стиль маки-э, при котором изделие сначала покрывалось цветным лаком, затем наносился узор с помощью измельченного в порошок драгоценного металла, после чего сверху для закрепления - слой бесцветного лака. Постепенно лакированные и металлические изделия совершенно вытеснят керамические не только из повседневного употребления, но и из религиозной утвари.

Все возрастающие требования императорской семьи и ее ближайшего окружения стимулировали развитие самых различных ремесел. Серебряная посуда, безделушки, вазы, расписанные шелка для кимоно, вышитые пояса-оби и шнур-кихимо - вот запросы знатных семей того времени. Помимо всего прочего у самых состоятельных семей, в частности у императора, было принято менять внутреннее убранство дома в зависимости от времени года. Для изготовления новых ширм, перегородок и штор требовалось неслыханное количество тканей, бумаги, деревянных рам, обязательно лакированных и раскрашенных. Такие затраты могли себе позволить далеко не все, но все же подобные капризы имели место в средневековых дворцах.

Распространение литературы, желание придворных прослыть образованными людьми, умеющими сочинять танка или вести прекрасные дневники, - все это способствовало усовершенствованию процесса изготовления бумаги, производство которой начато было еще в период Асука. В период Хэйан это ремесло стало истинным искусством: бумагу делали цветной, украшали тиснением, рисунками и золотым или серебряным напылением. Разнообразие сортов бумаги позволяло даже подобрать нужный вариант для того или иного каллиграфического произведения, чтобы более полно выразить нужную идею.

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

3.8. Скифские ремесла и прикладное искусство До недавних пор понятие «скифское искусство» сводилось к золотым украшениям из скифских курганов. Блеск золота затмевал глаза… Постепенно, однако, выяснилось, что скифы изготовляли не только ювелирные изделия.В глубине

автора Боханов Александр Николаевич

§ 5. Прикладное искусство В XIV в. возрождаются и набирают силы различные отрасли прикладного искусства. Это - украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, роспись глиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к их текстам и др. Правда, многое не

автора Автор неизвестен

Из книги Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии автора Автор неизвестен

Прикладное искусство Развитие государства, рост благосостояния придворной аристократии требовали изготовления все большего количества предметов роскоши. В связи с этим мощный толчок получило развитие прикладного искусства. Достигается совершенство техники

Из книги Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии автора Автор неизвестен

Сёгунат Токугава. Прикладное искусство Городское население не могло позволить себе роскоши использовать в быту посуду из драгоценных металлов, как это было распространено у правящего слоя. В связи с этим наступает новый период расцвета керамического ремесла. Первые

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Китайское прикладное искусство Китай по праву называют «шелковым царством». История китайского шелка насчитывает более 5 тыс. лет. Впервые здесь начали изготавливать великолепные изделия из нитей, выделяемых личинкой шелкопряда для создания кокона, вышивать

автора Керов Валерий Всеволодович

7. Декоративно-прикладное искусство Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей.Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Декоративно-прикладное искусство Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в XVI в. декоративно-прикладного искусства, главным центром которого стала Москва. Лучшие ремесленники объединялись в царских и митрополичьих

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

7. Прикладное искусство В XVII в. продолжался начавшийся в предыдущем столетии расцвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 5. Прикладное искусство В XIV в. возрождаются и набирают силы различные отаслн прикладного искусства. Это – украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, роспись глиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к их текстам и др. Правда, многое не

автора Константинова С В

8. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство Уже во II тыс. до н. э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Зеленый нефрит был в Китае предметом культа, он почитался «вечным камнем», хранящим память о предках. Ценность нефрита была так велика, что он играл роль

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

6. Архитектура, скульптура. Декоративно-прикладное искусство В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы. Открытые для обозрения, они служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим

Из книги История галлов автора Тевено Эмиль

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

3. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Архитектура. С образованием Древнерусского государства одной из главных проблем была защита страны от нападений внешних врагов. Постоянная угроза со стороны кочевых народов Степи - печенегов, а позже - половцев требовала

Из книги Япония в III-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир автора Воробьёв Михаил Васильевич

Прикладное искусство Лакированные изделия находят уже на некоторых неолитических стоянках Японии (Корэкава). В «Нихонги» есть сведения» применении лака на 5-м году правления Суйнина (25 г. до н. э.?), в 1-м году правления Одзина (270?) [Японское…, 1973, с. 142–143; Николаева, 1972].

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Глава 7 Междисциплинарность и прикладное значение устной истории Устная история в контексте междисциплинарного взаимодействия Известный историк, методолог исторической науки М. Блок писал: «Любая наука, взятая изолированно, представляет лишь некий фрагмент всеобщего

Япония удивительная восточная страна, расположенная на островах. Другое название Японии – Страна Восходящего Солнца. Мягкий теплый влажный климат, горные цепи вулканов и морские воды создают великолепные пейзажи, среди которых вырастают юные японцы, что, несомненно, откладывает отпечаток на искусство этого небольшого государства. Здесь люди с ранних лет привыкают к красоте, а живые цветы, декоративные растения и небольшие садики с озерцом являются атрибутом их жилищ. Каждый пытается организовать для себя кусочек дикой природы. Как и все восточные национальности, японцы сохранили связь с природой, которую чтят и уважают на протяжении веков существования своей цивилизации.

Увлажнение воздуха: мойка воздуха «WINIX WSC-500» генерирует мелкие частицы водяного.. Режимы работы мойки Winix WSC-500: Мойка воздуха « WINIX WSC-500» имеет удобный автоматический режим работы. При этом, поддерживается наиболее оптимальная и комфортная влажность в помещении - 50-60% и по умолчанию включен режим плазменной очистки воздуха и ионизации («Plasma Wave™»).

Архитектура Японии

Долгое время Япония считалась закрытой страной, контакты были только с Китаем и Кореей. Поэтому и развитие их проходило по своему особому пути. Позже когда различные новшества стали проникать на территорию островов, японцы их быстро приспосабливали для себя и переделывали на свой лад. Японский архитектурный стиль представляет собой дома с массивными изогнутыми крышами, позволяющими защититься от постоянно идущих проливных дождей. Настоящим произведением искусства являются императорские дворцы с садами и павильонами.

Из культовых сооружений, встречающихся в Японии, можно выделить сохранившиеся до наших дней деревянные синтоистские храмы, буддийские пагоды и буддийские храмовые комплексы, которые появились в более поздний период истории, когда буддизм проник в страну с материка и был объявлен государственной религией. Деревянные здания, как известно, не долговечны и уязвимы, но в Японии принято воссоздавать постройки в первоначальном виде, поэтому даже после пожаров их строят заново в том виде, в котором их построили в свое время.

Скульптура Японии

Буддизм оказал сильное влияние на развитие японского искусства. Многие произведения представляют собой изображение Будды, так в храмах были созданы многочисленные изваяния и скульптуры Будды. Их делали из металла, дерева и камня. Только спустя некоторое время появились мастера, которые стали делать светские портретные скульптуры, но со временем потребность в них отпала, поэтому все чаще для украшения зданий стали использовать скульптурные рельефы с глубокой резьбой.

Национальным видом искусства в Японии считается миниатюрная скульптура нэцкэ. Изначально такие фигурки играли роль брелка, который крепился к поясу. На каждой фигурке было отверстие для шнурка, на который подвешивались нужные предметы, поскольку у одежды в то время не было карманов. Фигурки нэцкэ изображали светских персонажей, богов, демонов или различные предметы, носившие особый тайный смысл, к примеру, пожелание семейного счастья. Нэцкэ делают из дерева, слоновой кости, керамики или металла.

Декоративно-прикладное искусство Японии

В ранг искусства в Японии возвели изготовление холодного оружия, доведя изготовление самурайского меча до совершенства. Мечи, кинжалы, оправы для мечей, элементы боевой амуниции служили своеобразным мужским ювелирным украшением, обозначающим принадлежность к сословию, поэтому их выполняли искусные мастера, украшали драгоценными камнями и резьбой. Также в число народных ремесел Японии входит изготовление изделий из керамики, лакированных изделий, ткачество и мастерство гравюры на дереве. Традиционные керамические изделия японские гончары раскрашивают различными узорами и глазурью.

Живопись Японии

В японской живописи сначала преобладал монохромный тип картин, тесно переплетающийся с искусством каллиграфии. То и другое создавалось по одним и тем же принципам. Искусство изготовления красок, туши и бумаги пришло в Японию с материка. В связи с этим начался новый виток развития искусства живописи. В то время одним из видов японской живописи являлись длинные горизонтальные свитки эмакиномо, на которых были изображены сценки из жизни Будды. Пейзажная живопись в Японии начала развиваться значительно позже, после чего появились художники, специализирующиеся на сюжетах из светской жизни, написании портретов и военных сцен.

Рисовали в Японии обычно на складных ширмах, сёдзи, стенах домов и одежде. Ширма для японцев не только функциональный элемент жилища, но и произведение искусства для созерцания, определяющий общее настроение комнаты. Национальная одежда кимоно также относится к предметам японского искусства, неся особый восточный колорит. Декоративные панно на золотой фольге с использованием ярких красок также можно отнести к произведениям японской живописи. Большого мастерства добились японцы в создании укиё-э, так называемой, гравюры по дереву. Сюжетом подобных картин становились эпизоды из жизни обычных горожан, артистов и гейш, а также великолепные пейзажи, ставшие итогом развития искусства живописи в Японии.

Декоративно-прикладное искусство Японии В сферу художественных изделий из металла входили храмовая скульптура и утварь, оружие и декоративные предметы, употреблявшиеся в быту, разнообразие и совершенство обработки традиционных металлов (бронза, железо, медь, сталь) сочетались с применением сложных сплавов, отличавшихся богатством цветовых оттенков и пластических свойств.Самыми распространенными среди них были сякудо, который давал различные оттенки черного, коричневого, синего и фиолетового цветов, и сибуити, служивший почти неистощимым источником серых тонов.

Рецепты изготовления сплавов были профессиональной тайной и передавались от мастера к ученику.В XVII-XVIII вв. по заказам богатых горожан выполнялись скульптурные образы для домашних алтарей, а также изображения, имеющие благожелательный смысл и охраняющий семейный очаг. Среди них – Дарума, легендарный монах, с именем которого в Японии связано происхождение чая, Дайкоку – божество счастья и богатства, Дзюродзин – божество счастья и долголетия.

Наряду с этим часть предметов домашнего быта служила декоративным целям. Это были курительницы, вазы, блюда, шкатулки, подносы, для которых было характерно соединение различных металлов в одном изделии, применение ажурной резьбы, гравировки, насечки, инкрустации. Традиции нанесения эмалевого декора на металлическую основу пришла в Японию из Китая в конце XVI в. Техника эмалей имела 4 разновидности: перегородчатая, выемчатая, гравированная и расписная.Эмали называли «сипло» - семь драгоценностей: золото, серебро, изумруд, коралл, алмаз, агат, жемчуг, которые по поверьям приносили людям счастье.

Японские перегородчатые эмали XVII-XVIII вв во много опирающиеся на китайские образцы, отличались ограниченной палитрой слегка приглушенных тонов, четким геометрическим узором, глубоким темно-зеленым фоном. В середине XIX в. техника эмали пережила второе рождение.Были получены многокрасочные блестящие эмали, которые плотно приклеивались к металлической основе и хорошо поддавались шлифовке.

Расцвет искусства перегородчатой эмали в конце XIX в. был связан с именем знаменитого мастера Намикава Ясуюки. Из его мастерской выходили небольшие по размеру изделия, сплошь покрытые эмалями, нанесенными с ювелирной тщательностью. Изображения цветов, птиц, бабочек, драконов и фениксов, многочисленные виды традиционного орнамента находили место в сложно сплетенном кружеве узора.Применение золотой фольги создавало искристый мерцающий блеск полированной поверхности изделия.

Изготовление и украшение оружия имеет в Японии древние традиции. Меч рассматривался как священный предмет, подаренный богиней солнца Аматэрасу Омиками своему внуку, которого она послала править на земле и искоренять зло. Прямой с двусторонней заточкой меч (Кэн или Цуруги) стал принадлежностью синтоистского культа и вошел в число императорских регалий. В средние века меч стал символом сословия воинов, воплотившем могущество, храбрость, достоинство самурая.Считалось также, что в нем живут души умерших предков.

В VII в. была создана форма меча с легким изгибом на спинке лезвия односторонней заточки, которая дошла почти без изменений до XIX в. и получила название «нихонто» (японский меч). С XVI в. аристократы и представители воинского сословия обязаны были носить два меча: длинный – «катана» и короткий – «вакидзаси», который предназначался для совершения ритуального самоубийства.В случае нарушения кодекса чести ученым, ремесленникам и крестьянам по особому разрешению разрешалось носить только вакидзаси или меч без гарды «аикути». Длительный и трудоемкий процесс изготовления клинка обставлялся как торжественный ритуал, сопровождавшийся специальными молитвами, заклинаниями, облачением кузнеца в церемониальные одежды.

Клинок сваривали из нескольких полос, ковали не менее пяти раз, шлифовали и полировали.С конца XII в. клинки начали украшать бороздками, изображениями солнца, луны, звезд, драконов, написями-заклинаниями, выполненными гравированием и углубленным рельефом. Детали и оправа меча с XVI в. создавались особыми мастерами – оружейниками-ювелирами.

Клинок вставляли в рукоятку, основу которой составляли два деревянных бруска, скрепленных металлическим кольцом «фути» и наконечников «касира», рукоятку часто обертывали кожей акулы или ската, называвшейся «самэ» (акула). Существовало поверье, что такая рукоятка сохраняла ритуальную чистоту меча и оберегала владельца.К рукоятке с двух сторон крепились маленькие рельефные металлические детали «мэнуки», которые обеспечивали более прочный захват меча двумя руками.

Поверх этого рукоятку обматывали шнуром или тесьмой, создавая на поверхности плетеный узор. Важной деталью меча была «цуба» (гарда) – защитная пластика, отделяющая клинок от рукоятки, ножны малого меча часто были украшены тщательно отделанными металлическими пластинками «кодзука», которые представляли собой рукоятку маленького ножичка, вставленного в специальный карман в ножнах. В XVII-XIX вв. оружие, утратившее свою практическую ценность, превратилось в декоративное дополнение мужского костюма.

В его украшении применяли различные материалы и приемы ювелирной работы, ажурную резьбу, инкрустацию сплавами, разнообразные методы создания рельефных композиций, эмали и лак. Особую художественную завершенность приобрела цуба, которую стали рассматривать как самостоятельное произведение искусства.Сюжетами изображений выступали традиционные мотивы, характерные для других видов искусства: цветы, птицы, пейзажи, буддийские притчи, исторические предания даже оценки городского быта. Детали одного меча сочетались по стилю исполнения и нередко представляли собой развитие одного сюжета.

Среди оружейников, специализировавшихся на украшении мечей, особенно известной была основанная в XV в. школа гото, семнадцать поколений мастеров которой поддерживали ее славу в течение 400 лет.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Декоративно-прикладное искусство допетровской России
Этотпереход был невозможен, однако, без решительного освобождения искусства отвлияния церкви, без внедрения в культуру светского начала, которое.. Как правило, деревянная скульптура была полихромной. Локальнаяроспись темперными красками сближала ее с иконой. Эта близость усугубляласьтем, что рельефы не выступали за..

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы конца XVIII начала XIX века
Оба стиля характе¬ризуют время правления Наполеона Бонапарта. С 60-х годов XVIII в. французские мастера обратились к классицизму. В его формировании большую роль сыграли раскопки 1719 г. в Гер¬кулануме и 1748 г. в Помпеях.Классицизм (от лат..

Декоративно-прикладное искусство в Казахстане
Например, искусство изготовления седел, упряжи требует не только мастерства, но и умения применять различные материалы. Мастера по изготовлению седел не ограничивались лишь изготовлением седел и.. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот..

Декоративно-прикладное искусство
Различны и традиции искусства отдельных промыслов. Почти все центры камнеобработки относительно молоды исторически. Некоторые из них сложились.. Пройдя через этапы поисков своего ассортимента, мастера комбината нашли свой.. Коричневый кальцит для изображения енота, золотисто-медовый селенит - для белочки или белый ангидрит - для полярного..

Декоративно-прикладное искусство, батик

Декоративно-прикладное искусство. Батик
Декоративно прикладное искусство от лат decoro украшаю раздел декоративного искусства охватывающий создание художественных изделий имеющих.. произведения декоративно прикладного искусства отвечают нескольким требованиям обладают эстетическим качеством..

Декоративно-прикладное искусство - народные промыслы
В декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы. Искусство народных художественных промыслов предстает.. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с.. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных..

Декоративно-прикладное искусство
Но сталинский режим поспешил заменить гениев ремесла государственной монополией и тиранией дефицита. Все же художественное производство России.. На Урале и в Зауралье угро-финские племена, сначала из дерева и камня, а потом.. Эти традиции долго сохранялись в русском народном искусстве.Многие столетия, вплоть до 20-х годов 20 века..

Прикладное искусство "Батик"
Во - первых, знакомясь с древними цивилизациями, я открывала для себя удивительную культуру майя, представляющую собой огромный сплав природных.. Дошедшие до нас памятники древнего искусства о смысловом значении некоторых мы.. В современном искусстве мы наблюдаем стремление художников использовать такие же принципы в создании декоративных..

Молдавское прикладное искусство
Не случайно поэтому Молдавия, небольшая по площади республика является подлинным археологическим Эльдорадо, неисчерпаемой сокровищницей бесценных.. Собран поистине огромный материал, который помог воссоздать многие страницы.. Вообще находки кладов и монет нередки в Молдавии. Особенно известен Кугурештский клад, относящийся ко времени..

0.041

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общие сведенья о государстве Япония

Название страны - Япония во всех европейских языках происходит от искаженного чтения двух иероглифических знаков, составляющих собственное название этой страны - Нихон или, в более торжественном и официальном стиле, Ниппон. Первый из этих знаков означает солнце, а второй - корень или основу. Отсюда иносказательное обозначение Японии как Страны восходящего солнца. Само название японцев - «нихондзин» («дзин» значит человек). Столица Японии - город Токио.

Япония - островное государство, расположенное в Восточной Азии, вблизи дальневосточной окраины России, Корейского полуострова и прибрежных районов КНР. Территория - 372 тыс. кв. км. Население - 127,4 млн. человек (оценка 2010 г.). По численности населения Япония занимает десятое место в мире. Средняя плотность населения - 337 человек на 1 кв. км.

Для географического положения Японии характерна значительная вытянутость с северо-востока на юго-запад, что обусловило разнообразие природных условий. Крайние северные районы страны находятся в холодном климатическом поясе, центральные - в умеренном, а южные - в субтропическом.

К главным островам страны - Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо - прилегает до 4 тыс. малых островов. Только специальные навигационные карты отражают многообразие этого огромного островного мира.

К малым островным группам относятся в Тихом океане Идзуноситито, Огасавара (Бонин), Ёрито (Сернистые) и ряд маленьких островков вулканического происхождения. В 1800 км к юго-востоку от Токио, у тропика Рака, лежит небольшой островок Маркуса (Минами-Тори-Сима), являющийся восточной окраиной Японии. Владение этими островками, географически выгодно расположенными, далеко выдвигает восточные границы Японии в Тихом океане.

Южную окраину Японии образует островная группа Рюкю (Нансэй). В состав Рюкю входит 211 островов, многие из которых кораллового происхождения.

Японские острова от азиатского материка отделяются морями - Японским, Желтым и Восточно-Китайским. Наиболее удалено от азиатских берегов западное побережье Хонсю - почти на 1000 км; наименьшее расстояние при пересечении Корейского пролива по прямой от берегов Японии до Корейского полуострова - 220 км.

Япония с 1947 г. конституционная буржуазная монархия. Высшим законодательным органом страны является парламент, состоящий из палаты представителей (нижней) и палаты советников (верхней). Высший исполнительный орган - кабинет министров. Согласно конституции, премьер-министр ответствен перед парламентом.

В 1955 г. в результате объединения либеральной и демократической партий была образована Либерально-демократическая партия (ЛДП), представляющая интересы крупного монополистического капитала и бюрократической верхушки. В своей основе это буржуазная партия. Однако в ней представлены самые разнообразные слои населения - мелкая и средняя буржуазия, зажиточное крестьянство. В ее составе много чиновников (как из центрального, так и из местного административного аппарата), что служит дополнительным рычагом воздействия партии на избирателей.

Природно-климатическая обусловленность архитектурной полихромии

Цветовой бассейн природного ландшафта

На берегу прекрасного залива Беппу (Beppu ) в районе вулканической активности находится Кровавый пруд (Blood Pond Hot Spring ), известный кровавого цвета грязью. Поступает красноватая вода из горных пород и содержит довольно много железа, которое собственно и придает водоему столь необычный красный цвет. Здесь же находится термальный комплекс «Девять кругов ада» , самое насыщенное термальными источниками место на Земле. Туристов предупреждают, купаться здесь запрещено, так как температура достигает 90 градусов по Цельсию .

Замок Белой Цапли (Химедзи) один из древнейших сохранившихся замков Японии, и самый популярный среди туристов. Всего в замковый комплекс входит 83 здания, практически все они построены из дерева. Возведение замка у подножия горы Химэ (префектура Хёго, область Харима) началось в середине XIV века. Название он получил за особую отточенность форм и элегантность, напоминающую прекрасную белоснежную птицу. Химэдзи послужил чтимым образцом для бесчисленных замков последующих поколений. Его высокий каменный фундамент, тщательно выбеленные стены, бойницы, амбразуры прочно вошли в арсенал приемов японской архитектуры. Первоначальный замок постройки 1333-1346 годов не раз переходил от одного самурайского клана к другому. К концу XVI века замок был изрядно потрепан междоусобицами и требовал капитального ремонта. Тогда появились почти все его нынешние сооружения, над которыми на высоту 45 метров вознеслась семиярусная главная башня.

Флора и фауна

япония интерьер декоративный архитектура

Флора

Леса покрывают свыше 66% страны. Флора Японии насчитывает более 700 видов деревьев и кустарников и около 3000 видов трав.

На Хоккайдо преобладают хвойные леса из ели и пихты с густыми зарослями бамбука в подлеске. С высотой лес постепенно заменяется зарослями кедрового стланика и березняка, травянисто-кустарниковыми формациями и кустарниковыми пустошами. На севере острова верхняя граница хвойных лесов составляет 500 м, в южных районах они сменяются листопадными широколиственными лесами. На юго-западе Хоккайдо широколиственные леса поднимаются от побережья до высоты 500 м.

На Хонсю также распространены листопадные широколиственные леса, там растут дуб, бук, клён, каштан, ясень, липа и т.д. Они поднимаются до высоты в 1800 м, а хвойные леса заканчиваются на высоте 1800-2000 м. Нижние части склонов гор Хонсю к югу от 38° северной широты и склоны гор на островах Сикоку и Кюсю до высоты 800 м покрывают вечнозелёные субтропические леса (с участием вечнозелёного дуба, магнолий, камфорного дерева, криптомерий, японского кипариса и др.) с богатым подлеском и обилием лиан. На крайнем юге Кюсю и островах Рюкю до высоты 300 м распространены муссонные леса, в которых встречаются пальмы, фикусы, древовидные папоротники, бамбук, орхидеи.

Фауна

Из-за островной изоляции Японии животный мир несколько обеднён по сравнению с материковым (а формы измельчены), но в стране сохранилось много эндемичных и реликтовых видов. Её фауна насчитывает 270 видов млекопитающих, около 800 видов птиц и 110 видов пресмыкающихся. В морях, омывающих страну, обитает свыше 600 видов рыб и более 1000 видов моллюсков. Из-за горного рельефа в основном преобладают виды, приспособленные к жизни в горных лесах.

На острове Хоккайдо встречаются бурый медведь, соболь, горностай, ласка. Кроме того, там и на острове Хонсю обитают волки, лисицы, барсуки, енотовидные собаки, выдры и зайцы. Южнее Сангарского пролива живут чёрные медведи, японские макаки, антилопы, исполинские саламандры. К югу от пролива Тогара в Японии обитает тропическая фауна.

Из птиц встречаются дятел, дрозд, синица, ласточка, скворец, тетерев, журавли, аист, ястреб, орёл, совы, у берегов много морских птиц. Пресноводные рыбы - карп, сом, угорь, миноги; искусственно разводят угрей и лососёвых, в том числе форель. Промысловые рыбы прибрежных вод: тихоокеанская сельдь, иваси, тунец, треска, камбала. Есть также крабы, креветки, устрицы.

Цветовая символика и язык архитектурной полихромии

Символика цвета на востоке

На Востоке цвет не только несет определенную эмоциональную нагрузку, но и наделен конкретным содержанием, функциональной значимостью. Представитель той или иной социальнойгруппы был обязан носить одежду своего сословия (касты), по цвету и форме которой судили о роде его занятий, а по материалу - о благосостоянии. В древнеиндийских трактатах социально-кастовое деление общества отражено в цвете: брахманы (жрецы) носили одежду белого, кшатрии (воины и правители) - красного, вайшьи (торговцы и ремесленники) - желтого, шудры (слуги) - черного цвета.

Большую роль в закреплении цветового канона сыграли религиозные учения. Так, синий - цвет драгоценного камня сапфира, по индийской астрологии связанного с планетой Сатурн. Это и цвет бога любви. Индийские художники изображают синекожим любвеобильного бога Кришну, который обычно одет в желтое, а его любимая пастушка Радха - в синее. Черный цвет соотносится с гибелью, ему покровительствует Великий черный бог, одно из воплощений бога-разрушителя Шивы. Красный - цвет крови - ассоциируется с войной.

В глубокой древности у разных народов красный цвет олицетворял женское начало, а белый - мужское. Вступая во взрослую жизнь, юноши проходили обряд инициации, для которого тела молодых людей покрывали белой краской. В многочисленных обрядах, посвященных богине-матери, девушки наносили налицо и руки красный порошок, символизирующий кровь, что напоминало об ушедших в прошлое кровавых жертвоприношениях этой богине. Современные индианки, исповедующие индуизм, готовясь к вступлению в брак, расписывают свои руки и ноги лаковой краской красного цвета или хной. Невеста надевает красное сари или закутывается красным покрывалом, жених одет в белую одежду, обычно его головной убор красного цвета.

В Китае на цветовую символику наложило отпечаток конфуцианство. По канону пурпурный цвет обозначает добродетель, зеленый - гуманность, красный - церемониал и порядок, желтый - веру, белый-истину, долг, самопожертвование, черный - мудрость и знание. Особенно ярко отражена символика цвета в одежде. Одеяние желтого цвета носил император, черного - ученые, коричневого или белого - сановники, красного или синего - воины. В Древнем Китае цвет соотносился со временем года и стороной света. Одежду зеленых тонов надевали, когда встречали весну, церемония происходила на восточной стороне города; в красном - на южной стороне - приветствовали лето; в желтом или белом на западной стороне встречали осень; на празднике зимы, происходившем на северной стороне, господствовал в одежде черный цвет. По китайской мифологии пять основных цветов (зеленый, красный, белый, желтый, черный) символизируют не только времена года и стороны света, но и пять первоэлементов (дерево, огонь, землю, металл, воду).

В отличие от Индии или Китая, в Японии сосуществовало несколько цветовых канонов, закрепленных разными религиями (конфуцианством, буддизмом и синтоизмом). Помимо этого, японцы всегда отличались личностно-интимным восприятием цвета. Внимание и любовь к цвету сочетались с чутким и чрезвычайно тонким отношением к природе. Как правило, краски в Японии носят названия не материалов, из которых они сделаны, как это принято в Европе (охра, белила цинковые, индиго, краплак, кобальт, сиена жженая и т.д.), а естественных носителей цвета. «Арахаиро» - «обратная сторона листьев и трав» - означает зеленовато-пепельный, глухой и мягкий цветовой тон; «угуисуиро» - «цвет крыльев японского соловья» - серовато-голубовато-зеленоватый; «акуиро» - «остывший пепел»; «сабииро» - «ржавчина» и т.д.

Благодаря определенной подготовке японцы могут различать до 240 оттенков цвета. Современные японские школьники начальных классов свободно различают около 40 цветов.
Символика цвета активно используется в традиционном театре Востока. Цвет костюма связан с характером персонажа, указывает на его социальное положение, пол, возраст. Самый благородный цвет - белый, который широко применялся в одеянии божеств, положительных героев, красавиц.

Важную роль цвет играет в японском театре «Но». Здесь белая одежда и красный пояс олицетворяют молодую силу. В Китае черная маска - символ мудрости, красная - гнева, кровожадности.

Тесная взаимосвязь символики цвета с изображением настроения и чувства имела большое значение для развития искусства, призванного, как считали в древности, обличать зло и возвышать добро.

Национальный костюм

Хочется начать со страны восходящего солнца - Японии. С середины XIX века Кимоно является японским «национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейш и майко (будущих гейш). Кимоно выделяет лишь плечи и талию, скрывая недостатки фигуры. Такое представление связано с традиционным предпочтением японцев и представлением об идеальной конституции - «чем меньше выпуклостей и неровностей, тем красивее».

Декоративно прикладное искусство

Японское традиционное искусство основывается на самобытных и своеобычных принципах. Вкусы и предпочтения японцев очень сильно отличаются от эстетических приоритетов жителей других стран. Декоративно-прикладное искусство в Японии также имеет свои характерные особенности.

Декоративные произведения создаются в этой стране на протяжении многих веков. Это и керамические и фарфоровые изделия, украшенные ткани и одежды, резьба по дереву, металлу и кости, красивое оружие и многое другое.

Вообще декоративно-прикладное искусство имеет определенную направленность. Создаются различные изделия не только для того, чтобы эстетически наслаждаться их созерцанием, но и применять в повседневной жизни.

И для японцев очень важно не только пользоваться произведениями такого искусства, но и украшать свой быт , любуясь их красотой. Жители Японии всегда по-особому относились к красоте. Им представлялось, что великолепие и изящество могут быть переданы словами. Однако красота была вне обыденного мира. Вся жизнь человека была преходяща, после смерти душа переселялась в прекрасный и загадочный мир.

Все перечисленные особенности мировоззрения японцев отразились в создании произведений декоративно-прикладного искусства. Любое действо сопровождалось использованием специально изготовленных для этого вещиц.

Например, чай или сакэ распивали из грубых и неровных чашек. Однако именно они ценились за их красоту, которая существовала в потустороннем мире.

Великие японские мастера создавали предметы, придавая им эстетический облик. Фигурки - нэцкэ, коробочки - инро, лаковые изделия, изящные косодэ, ширмы, веера - все это было отделано с художественным вкусом и изяществом.

Миниатюрные скульптурки нэцкэ использовались мужчинами для ношения разнообразных предметов. Трубка, кисет или кошелек крепились с помощью нэцкэ к поясу кимоно.

Каждая миниатюрная фигурка несла в себе символические нотки, т.е. что-то означали.

Профессионализм исполнения угадывался в японских скульптурках. Кстати, искусство создания нэцкэ зародилось сравнительно недавно, в 1603 -1868 года. Этот период времени в Японии носит название Эдо .

Самыми известными мастерами того периода были Доракусай (XVIII век), Сюмин (конец XVIII века), Томотада (XVIII век), Масацугу (XIX век), Гёкумин (XIX век) и другие .

Какие только образы не использовались для создания нэцкэ. И повседневные занятия граждан, и религиозные представления, и образы животных. Мастера любили изображать героев литературных произведений, сказок, знаменитых японских воинов.

Если до XIX века в скульптурках можно было заметить непропорциональность форм и несоответствие действительным образам, то уже позже японские мастера старались более точно изобразить персонажа, передавать его характерные черты. Мир природы стал более привлекательным для профессионалов по изготовлению нэцкэ.

На протяжении многих десятилетий совершенствовалась технология создания миниатюрных фигурок.

Если в начале зарождения такого направления в декоративно-прикладном искусстве Японии в качестве материала чаще использовалось дерево или слоновая кость , то в XIX веке мастера стали применятьфарфор, коралл, металл, агат и другие материалы. Деревянные нэцкэ обязательно полировались с помощью порошка из угля, протирались маслом из льна, придавался блеск шелком. Более сложный путь прошел процесс окрашивания фигурок.

Инро - коробочка для нужных вещиц

Самыми изысканными вещичками в японском декоративно-прикладном искусстве считаются коробочки - инро , больше похожие на миниатюрные ящички.

Они являлись частью женского или мужского костюма. Если мужчины подвешивали инро, как нэцкэ, к поясу кимоно, то женщины носили их за рукавом.

В переводе инро - это коробочка для печатей , которая использовалась для ношения различных маленьких вещиц. Она имела несколько внутренних отделений. Мастера, которые изготавливали такого рода изделия, стремились с изяществом и художественным вкусом отделать инро. Использовалась и лаковая роспись, и инкрустация перламутром, и отделка слоновой костью, драгоценными камнями, а также применялись различные техники украшения инро.

Косодэ - кимоно с коротким рукавом

Косодэ как предмет японской одежды известен давно. Однако только в эпоху Эдо кимоно с коротким рукавом стали ярко декорировать, используя новые технологии окраски тканей.

Косодэ стало объектом декоративно-прикладного искусства. Нужно отметить, что в зависимости от случаев в жизни человека японцы надевали определенным образом отделанные косодэ. Разнообразное применение шелковых нитей имело потрясающий результат. Каждое косодэ представляло собой предмет декоративно-прикладного искусства японского народа.

Веер как произведение японского декоративно-прикладного искусства

Веер также привлек внимание японских мастеров и стал предметом искусства. Веер - сэнсу пришел в Японию, скорее всего, из Китая. И уже японские мастера придали ему свой неповторимый, изящный вид.

Вид веера - утива считается чисто японским изобретением. Это такой веер-лепесток, который изготавливался из цельного куска дерева, затем обтягивался дорогим шелком либо бумагой, на которую наносились красивые рисунки.

Сюжеты рисунков имели разный характер. Японские традиции были видны невооруженным взглядом в каждом таком произведении искусства как веер.

Кстати, японцы создали и такой вариант веера, который использовался и на боевом поприще. Как привило, такой предмет применялся при отдаче указаний на поле боя. Определенный вид отделки сопутствовал данному вееру. Чаще на нем изображался красный круг на желтом фоне с одной стороне, и желтый круг на красном фоне - с другой.

Японский художественный меч

Эстетические принципы декоративно-прикладного искусства Японии были в полной мере выражены в изготовлении и отделке художественных мечей.

М еч - это особый предмет поклонения японцев, и для его создания применялись различные материалы и техники.

Японский меч не только изящен по своей форме. Особая структура стали, сияющая линия клинка, поверхность которого тщательно полировалась, характеризует такой предмет как самое высшее произведение японского искусства. Некоторые клинки еще и украшались рельефными фигурками драконов, гербами самураев, отделывались иероглифами.

В Японии существовали школы оружейных дел мастеров , которые изготавливали различные боевые мечи, специализировались на художественной отделке оружия. Такой известный оружейник какМасамунэ (конец XIII века - начало XIV века) славился на всю Японию своим мастерством. Приобрести меч его работы мечтают многие наши современники-ценители японского оружейного искусства.

Лаковые и керамические изделия

Лаковые изделия использовались в Японии повсеместно. Это и посуда, и домашняя утварь, и разные необходимые вещицы для ухода за собой, и доспехи, и даже оружие. Дома знатных особ были украшены подобными изделиями.

Традиционные лаки , которые использовались японскими мастерами, были красный, черный и золотистый. Конец эпохи Эдо ознаменовался производством зеленого, коричневого и желтого лаков. А уже в начале XX века японцами были получены белый, фиолетовый и голубой цвета лаков. Лаковая живопись с применением золотой, перламутровой и серебряной инкрустаций является самым великолепным способом отделки различных изделий японскими мастерами.

Керамические изделия также являлись предметом японского декоративно-прикладного искусства. Многие технологии взяты из Китая и Кореи. Однако японская керамика отличается тем, что мастера уделяли большое внимание не только таким параметрам, как форма, орнамент и цвет, но и тому, какие ощущения будет вызывать керамическое изделие при соприкосновении с человеческой ладонью.

Художественные изделия из керамики в Японии - это большое разнообразие разных типов посуды, такие как чайники, сосуды для сакэ, декоративные блюда, горшки, и другие. Фарфоровые тонкостенные вазы до сих пор пользуются спросом в странах Запада.

Традиционный интерьер

Японский стиль несет себе дух обворожительных и сексуальных гейш и властных самураев. Пара, занимающаяся любовью в спальне японского стиля, вызывает зависть и желание последовать их примеру.

Но прежде чем это сделать, давайте познакомимся с некоторыми элементами культуры Японии. Жители этой страны считают, что дом является живым организмом. А уют такого дома может исцелять. Каждая вещь в японском жилье имеет свою функцию, ненужных и случайных вещей у них не имеется.

Если вы доверитесь такому мнению, то предпочтение для вашего дома должна получать мебель простой геометрической формы. А бессмысленным украшениям не должно быть места вообще.

Находятся дизайнеры, которые считают японский стиль однообразным и пустым, но сами японцы полагают, что такая пустота способствует свободному передвижению положительно-заряженной энергии.

Некоторые аксессуары все же присутствую в спальнях японцев, не смотря на то, что многие вещи считаются бессмысленными для жителей этой страны. Они несут в себе традиционные мотивы культуры Японии и японские орнаменты.

Поэтому, в качестве украшения в спальне можно поставить миниатюрные скульптуры, куклы, наряженные в кимоно, керамические вазы, японские веера с изображением цветущей сакуры и т.д. Но одно условие при этом нарушать нельзя - аксессуары обязательно должны быть изготовлены из натурального природного материала.

Несмотря на простоту и практичность интерьера спален Японии, допускается также использование цветов, так как философия этого народа гласит, что нужно всегда находиться в гармонии с природой.

В углах спальни можно разместить небольшое дерево банзай или любимые цветы в вазах, стены вашей комнаты будут замечательно выглядеть, если их украсить икебанами из цветов, как живых, так и высушенных.

Для выполнения главного японского требования - находиться в гармонии с природой, каждая вещь, находящаяся в доме должна быть выполнена из натуральных материалов, таких как: дерево, бетон, штукатурка, кирпич, обои с изображением бамбука и другое. Также в интерьере можно использовать стекло.

Японский стиль подразумевает наличие хорошего освещения в доме. Свет должен быть не слишком ярким и мягким. Сделать его таким можно за счет применения абажуров, которые просто устанавливаются на обычные лампы. Благодаря такому освещению все предметы спальни будут представлены в приятном свете. Тень и свет в сочетании очень расслабляют.

В интерьере японского стиля применяется только один цвет, дополняемый его полутонами. Для создания правильной обстановки спальни лучше всего подходят белые, черные, серые и кремовые тона.

Для спальни японского стиля характерен минимализм, в меру гармоничное сочетание фактур и цветов, простота и присутствие в интерьере природных материалов. Находясь в комнате, оформленной в таком стиле, душа будет испытывать гармонию и спокойствие, а тело сможет отдохнуть от нелегкого трудового дня. Такая спальня наполнена свободным пространством, благодаря которому открываются возможности и желание для творчества, а еще в ней можно скрыться от повседневной суматохи.

Место отдыха в спальне, выполненной в японском стиле, должно располагаться посередине комнаты, а мебель следует выбирать изящную и утонченную, из натуральных материалов, желательно бамбуковую. В качестве обивки в основном используются натуральные ткани - шелк и хлопок.

Одним из важнейших элементов спальни в японском стиле считаются раздвижные ширмы, которые зачастую устанавливаются, чтобы скрыть кровать от чужих взглядов. Они очень удобны в применении, если вы захотите их убрать, сделать это будет совсем не сложно. А что касается пола, то он, как правило, выполнен из дерева. Стены же подвергаются отделке для создания несущих конструкций.

А для украшения, японские спальни декорируют с помощью икебан, вееров, клинков и мечей, миниатюрными фигурками богов, сундуков и светильников из бумаги. Аксессуарами служат декоративные растения или вазы, которые великолепно смотрятся в углах комнаты или на стенных полочках. Однако размещать в интерьере слишком много аксессуаров не рекомендуется, японский стиль подразумевает меру во всем.

Что представляет собой японский интерьер? Прежде всего, это тонкий эстетический минимализм во всем. В его основе лежит философия дзэн, которая находит красивым все, что лаконично. Именно поэтому основным принципом любого японского интерьера является «Красота в малом». Для японцев недопустимы понятия ясности и многословности, прежде всего некая «недооформленность», которая сводит искусственное к минимуму, а на поверхности оставляет природную красоту материалов.

Самые простые вещи для японцев служат источником вдохновения и эстетики. Издавна цветущая вишня или бегущий ручей олицетворяли спокойствие и духовность человеческой души. И в то же время сакральное значение имеют принципы искусства, а не ремесло. В основе пространства минимум предметов, каждый из которых наделен глубоким смыслом.

Учитывая вечную проблему отсутствия земли, японская культура издавна использовала миниатюрные формы, а ограниченность природных ресурсов привела к уменьшению и изяществу интерьеров. Традиционный японский сад, как правило, занимал небольшую площадь и мог состоять даже из одного дерева, маленького водоема и нескольких камней.

Японцы рассматривают интерьер как убранство своего жилища. Минимальное влияние других культур привело к созданию специфических и свойственных только японской культуре приемов. В качестве основных материалов использовались бумага, шелк и тростник. Каменное и железное ремесло было исключено, и даже императорские дворцы были выполнены сугубо традиционными материалами.

На Японию часто обрушивались землетрясения, поэтому жилище размещалось на высоких сваях.

Прямые линии и прямые углы во всем - таков японский интерьер. Несколько смягчают и придают изысканности причудливые иероглифы и ткани росписаные плавными узорами. И сегодня японская мебель имеет гладкие поверхности, а столы и сиденья, как и несколько столетий назад очень низкие. Часто японцы просто садятся на пол перед столом. В качестве посуды нередко используются подручные средства (коробочки для палочек или крышки от коробок).

Кроме привычной легкости в японском интерьере присутствует разумная строгость. Любое пространство имеет свое философское обоснование, которое заключается в максимальной близости к природе. Она-то и проповедуется со времен зарождения религиозной традиции в Японии.

Изготовленное из рисовой соломы татами традиционно служит напольным покрытием. Его размер составляет строго 180Ч90. Полам японцы уделяют особое внимание, в виду того, что они служат не только местом для сидения, но и местом для приема пищи. Тростниковые циновки на полу, как правило, были выполнены в желтом или сливочном цвете, а праздничные напольные покрытия изготавливались с использованием цветных нитей. Для сидения на циновках размещались мягкие подушки, а по бокам для локтей устанавливались подставки. Все в японском интерьере стремится к минимализму, даже низкий рост японцев способствует небольшой высоте жилища.

Для современной японской квартиры и по сей день в диковинку европейские шкафы, а все необходимые вещи складываются в украшенные резьбой и перламутром сундуки. Традиционно в японском жилище делаются ниши в стене. В одну из них (токонома), когда приходили гости, устанавливались статуэтки и размещалась икебана. Также уютные помещения украшались тростниковыми свитками и разнообразными статуэтками животных (нэцке).

Подушки японцы используют исключительно для удобного сидения, а для сна издавна изготавливались валики из фарфора и дерева, которые подкладывались под затылок и выполняли массаж мышц шеи. Освещение японского жилища традиционно осуществлялось свечами в керамических и каменных подсвечниках или лампами, которые накрывались изящными абажурами из рисовой бумаги.

Строгая палитра цветов плюс, сдержанный минимализм мебели подчеркивают простоту японского интерьера. Стены, как правило, светлые, а предметы мебели изготовлены из темной древесины. Считается, что японцы лучше других народов различают редкие цветовые оттенки. У них цвета исключительно природные: розовый, как цвет сакуры или голубой, как морская волна. Именно поэтому у японцев можно увидеть несвойственные европейской манере цветовые сочетания. Излюбленным являются цвета смешанных синего и зеленого, оранжевого и фиолетового.

Изюминкой японского дома служат эстетичные передвижные перегородки (фусума). Они выгодно используются для структурирования небольших помещений. Передвинув фусума в нужное место легко можно получить гостиную и кухню в одной комнате. Так же в японских домах отсутствует дверь, ее заменяют портьеры и ширмы.

Японские материалы всегда удивляли изощренное европейское воображение. Изысканно украшенные цветочным орнаментом ткани или традиционный для японцев шелк используется для ширм и занавесей, подушек и покрывал.

Особое место в японской культуре занимает искусство составления букетов (икебана). Такой цветочный ансамбль может запросто передать настроение хозяев дома. Икебана существует двух стилей - морибана и нагеире, которые различаются тем, в какой вазе расположить цветы: низкой или высокой. Не менее популярны в Японии искусство разведения миниатюрных деревьев (бонсаи). Свой бонсаи дополняет интерьер каждого японского дома.

Вокруг дома японцы насаживают небольшой сад, который обязательно включает искусственный водоем, мох, несколько камней и традиционные цветы (ирисы, хризантемы). Каждый сад соответствует внутренней философии хозяев, поэтому его планировка занятие особенное.

В наши дни японский стиль используется дизайнерами, работающими с минимализмом. Довольно часто встречаются в европейском жилище встроенные шкафы и низкие столики, мобильные перегородки и компактные ширмы. А сами же европейцы рассматривают японский интерьер как нечто крошечное и бумажное, утонченное и, словно икебана, сложное. И все же многие мастера не перестают работать над секретами интерьерного искусства страны Восходящего Солнца.

Города. Связь исторической и современной архитектуры

цветовой интерьер декоративный архитектура

Кобэ - шестой по велечине город в Японии, расположенный на южном побережье острова Хонсю.

Так же как и Ёкохама является видным портовым городом, однако, его население почти в 2 раза меньше - всего лишь около 1,5 миллионов человек. Хотя поселение на месте Кобэ существовало давно (первые упоминания в 201 г. н.э.), в политических событиях оно особо не участвовало. И только лишь в 1889 г. поселение сформировалась в город и стало похоже на то, чем является в наши дни. Кобэ был одним из городов открытым для торговли с Западом. Очень сильно город пострадал в 1995 г. во время Великого Хансинского Землятресения.

Cреди известных мест в Кобэ - портовая башня Кобэ, морской музей Кобэ (со странной крышей), а находятся они на площади Harborland - напротив развлекательного квартала Мэрикэн Парк.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение китайской и японской культуры. Особое место Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Конфуцианство и даосизм. Современная конъюнктура культуры японцев. Живопись и архитектура, декоративно-прикладное искусство, обрядность и религиозный календарь.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2013

    Этнографическое и декоративно-прикладное искусство алтайцев конца XIX – начала XX века. Ювелирное дело и обработка металла. Обработка войлока и мягких материалов из ткани. Декоративно-прикладное искусство казахов. Характеристика народных промыслов.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    История культуры Японии. Японские язык и письменность, литература и живопись, каллиграфия, скульптура. Декоративно-прикладное искусство, ремесла. Кинематограф, архитектура, религия. Основные типы одежды, особенности национальной кухни. Легенды о самураях.

    реферат , добавлен 25.04.2013

    Изучение культуры Китая XIV-XIX века. Храмовые ансамбли Пекина. Архитектура, живопись и декоративно-прикладное искусство периодов Мин и Цинн. Создание дворцовых сооружений: императорского дворца (Запретный город), императорского погребения Шисаньлин.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Принятие христианства и его влияние на русскую культуру. Письменность и просвещение, грамотность населения. Темы и жанры литературы, летописание. Архитектура и строительство, живопись и музыка. Декоративно-прикладное искусство и материальная культура.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Декоративно-прикладное искусство - основа любой национальной культуры. Роль предметов бытового назначения в народных традициях празднования значительных событий в жизни. Полотенца с длинными вышитыми или ткаными концами. Расписные ковши в виде ладьи.

    презентация , добавлен 04.03.2013

    Основные периоды развития Индонезии как государства. Факторы, повлиявшие на формирование материальной и духовной культуры Индонезии. Этнический состав и особенности национального костюма народов Индонезии. Декоративно-прикладное искусство индонезийцев.

    презентация , добавлен 17.03.2017

    Культура и традиции Испании. Конструктивные особенности, свойственные испанскому национальному костюму - форма, цветовая гамма, декор. Отражение уникальности испанского национального костюма и его элементов в коллекциях современных дизайнеров и кутюрье.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2012

    Культура Японии XV-XVII вв. - эпохи развитых феодальных отношений. Основные тенденции развития. Архитектура. Садовое искусство. Монохромная живопись. Чайная церемония. Строительство крепостных сооружений. Просвещение. Литература. Театр - Кабуки и Ноо.

    дипломная работа , добавлен 26.04.2008

    Особенности, отличительные черты древнеегипетской цивилизации. Единый культ египетских богов, религия древних египтян. Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте. Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Египта.

сформировалось под влиянием Китая и частично Индии. Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. Надо отметить, что в древности и в Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно. Японский живописец, выбирая тот или иной мотив, стремился не просто воспроизвести его визуальную достоверность (сосна, кипарис, пион, ирис), но найти способ передать связь его с чем-то более общим и значительным, как бы подсоединить к восприятию многовековые слои культурной памяти.

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда символичны: птицы и бабочки символизируют любовные переживания, пожелания счастья, журавль (цуру) - символ удачи и процветания, долгой жизни; символами силы и мощи считается редька (дайкон), продолжения рода- апельсин, целомудрия- лотос, вишня (сакура) - символ нежности, бамбук - стойкости и мужества, символом супружеского счастья и верности считают мандаринскую уточку,сидящую на скале под деревом.

О недолговечности, изменчивости бытия напоминают опадающие весной цветы вишни, долго цветущие хризантемы вещают долголетие. В начале XVII в. символом знатного, благородного человека считался мотив цветущих пионов.

Символами времен года выступают некоторые явления природы, животные и цветы:туманная дымка, цветок вишни, дерево ивы, камелия- весна; кукушка, цикады, пион- лето; алые листья клена, хризантема, олень, луна - осень, цветы сливы в снегу - зима.

Стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками в виде круга являлся символом императорской власти в Японии. Он олицетворял собой солнце, озаряющее лучами Страну восходящего солнца.

Многие узоры в японском искусстве имеют названия. Например, традиционный узор «сей-гай-ха» -волна голубого океана. Узор в виде пчелиных сот называется кикко (черепаший панцирь), символизирует добрую судьбу. Круглые хризантемы образуют узор маругику, он часто использовался на тканях для кимоно. На узоре фукура-судзуме изображались воробьи, на узоре хиси-мон изображались стилизованные орехи водяного каштана (хиси). Единственным элементом узора уро-ко-мон был равнобедренный треугольник; из сотен таких треугольников составлялись пирамиды разной величины.

В декоре японских произведений искусства доминируют сюжетные и символические композиции. Геометрических орнаментов сравнительно мало. Зато растительные, пейзажные и анималистические темы занимают центральное место в росписях произведений Японии.

Ветки деревьев, травки, цветочки, пернатые драконы, фантастические чудовища и змеи, бабочки и другие насекомые – главные сюжеты в росписях фарфоровой посуды, лаковых изделий, тканей.

Необычная орнаментация значительно отличает изделия японских мастеров от изделий остальных народов. Для японского стиля характерна нарочитая асимметричность в декоре, свободное соотношение художественной отделки и формы, не соподчинение, а наоборот, их контрастное сопоставление, отсутствие перспективы в изображении, значимость материала. В произведениях всегда присутствует строгая логика и целесообразность, гармония, основанная на равновесии цветовых сочетаний, точном соответствии пустого и заполненного пространства.

Каждый узор должен иметь хороший смысл и благоприятное лексическое выражение. Японцы верят в магию слова — котодама. Они и сейчас считают, что слово может навлечь беду или, наоборот, принести удачу. Орнаменты, связанные со словами развивающими действие, например:’открыть’, ‘начинаться’, ‘расти’, ‘продолжаться’, ‘танцевать’ — считались хорошими, а узоры, ассоциирующиеся со словами ‘заканчиваться’, ‘падать’, ‘сжиматься’, ‘рваться’ – плохими. Но и здесь есть свои тонкости. Изображен бурный поток — значит будет буря, бедствие; поток тихий, спокойный -пожелание спокойной размеренной жизни.

Орнамент также может иметь благоприятную или неблагоприятную композицию. Если на ветке нет бутонов или перед бутоном нет свободного места, где бы мог раскрыться цветок, то это обозначает, что цветению нет будущего.

Японское искусство исторически развивалось преимущественно на почве высокоразвитой религиозной жизни, которая определялась буддизмом, синтоизмом и конфуцианством (также имели место идеи даосизма).Религия находила явное и неявное отражение в японском искусстве. Одним из действенных средств создания художественного образа было прямое включение священных текстов в ткань художественного произведения. Но чаще религиозные мотивы звучали лишь в душе мастера, привнося в его творения особую, прекрасно улавливаемую средневековым японцем атмосферу.

Орнаментальное наследие Японии многочисленно и многообразно. История искусства орнамента дает нам возможность четко проследить, как в творчестве человека соединились социальная, эстетическая и познавательная форма жизни.

Период Асука-Нара (6-8 вв.) характерен активным использованием орнаментов и узоров из соседних стран — Китая, Кореи, хотя многие из этих узоров были завезены в Восточную Азию по Великому шелковому пути из Греции, Индии и др. Существует очевидное сходство орнаментов этого периода с орнаментами других древних культур Евразии.

Одежду украшали изображения мифических животных и растений, ассоциировавшихся с силой, властью. Изображения феникса и дракона, а также диковинных птиц и рыб, по поверьям японцев, были способны отгонять злых духов. Так изображение китайского льва, царя зверей, служило оберегом.

В этот же период были заимствованы буддийские орнаменты — растения и животные Западного рая Чистой земли — черепаха, птица с веткой дерева в клюве, небесная фея-птица Калавинка, мифические цветы.

Третья группа орнаментов древности была связана с небесными светилами и природными явлениями — солнцем, луной, звездами, облаками и т.д., которые считались местом обитания божеств, что придавало им магическую силу.

В период Хэйан и Камакура (9-14 вв.) складывается японская система декора, узоры приобрели новые значения в соответствии с японскими традициями.

Появляется много орнаментов на основе китайской классической литературы, а расцвет японской поэзии и прозы также способствует созданию большого пласта подобных узоров. Благодаря изобретению азбуки-кана появляется каллиграфический орнамент, в котором буквы вплетались в декор так, что их было сложно отыскать в общей композиции. Этот вид дизайна получил название ‘асидэ’ и стал типичным для того времени. ‘Японизация’ орнамента проявилась также в широком изображении предметов, животных и растений, окружающих человека — цветущих вишен, хризантем, кленов, воробьев, оленей, хижин, оград и т.д. В это же время складывается аристократический орнамент, известный под общим названием ‘ю:соку-монъё’. Это были именные узоры, которые стали прообразом гербовых изображений.

Периоды Муромати и Момояма (15-16 вв.) ознаменовался повсеместным распространением учения секты Дзэн, а вместе с ним искусств чайной церемонии и аранжировки цветов. В качестве мотивов орнамента стали использовать ритуальные буддийские предметы. Князья-военные имели свои ценности и эстетические воззрения, что ярко выразилось в формировании новой бытовой культуры. В это время появилось выражение ‘Эпоха важнее образца’ (рэй ёри дзидай), что свидетельствовало о стремлении заменить заимствованные в древности китайские модели на новые, соответствующие новым веяниям времени. В качестве узоров стали изображать предметы, которые ранее находились вне рамок эстетики. Благодаря развитию товарно-денежных отношений совершенствовалось ремесло, и многие ремесленные товары стали использовать в качестве мотива декора предметов и одежды. Во второй половине 16 в. Япония познакомилась с европейской культурой, что оказало сильное влияние на орнаментику и декоративно-прикладное искусство в целом. Орнамент этого времени чаще наносился тушью. В эти периоды роспись тушью была популярна на ширмах, веерах и прочих предметах интерьера. Следует опомянуть извенстную группу художников – Ноами, Гэйами, Соами принадлежавших к школе — Чистой Земли.

В 17 в. наступает период многообразия узоров и орнаментов. Эпоха закрытия страны, мирное развитие внутренней экономики, повышение благосостояния городского населения благотворно сказалось на развитии традиционной культуры. Традиционные ремесла регионов получили распространение по всей стране, и благодаря их развитию стало возможным создание новых, более утонченных и сложных орнаментыов. Резервированная роспись ‘юдзэн’ (роспись по ткани, батик) позволила изображать на одежде сложные пейзажи. В этот период типичными становятся изображения бытовой жизни людей, жанровых сцен. Благодаря распространению грамоты в народе новое прочтение получили классические произведения поэзии и прозы, что соответственно обусловило новую интерпретацию орнаментов на литературные темы.

В эпоху Эдо (17-18 вв.) появились печатные каталоги орнаментов кимоно — хинагата-бон, которые заменили традиционные книги заказов, где каждый заказ подробно описывался со слов заказчика. Книги хинагата и цветная гравюра стали первыми журналами мод в Японии, на основе которых горожане делали заказы на изготовление одежды.

После открытия Японии в 1855 году для внешнего мира японские товары и произведения искусства в большом количестве завозятся в Европу и быстро находят в ней ценителей. На Всемирных выставках в Лондоне и Париже демонстрируются японская цветная гравюра и различные изделия декоративно прикладного искусства (фарфор, кимоно, ширмы, лаковые изделия и пр.).

Японское искусство изумило запад, оказало огромное влияние на искусство многих европейских художников, способствовало зарождению стиля «модернизм”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: