Презентация к уроку "Музыкальное искусство Древней Руси". Музыка древней Руси Народное музыкальное творчество древней руси

Возникновение профессиональной музыки на Руси тесно связано с событием, определившим всю дальнейшую судьбу русского народа, - с принятием в конце X века христианства . Приобщение к православию позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение.

Крещение Руси проводилось «сверху», зачастую насильственными методами. В народных низах продолжало жить язычество. В музыкальном искусстве следствием борьбы христианского и языческого мировоззрения явилась веками существовавшая на Руси оппозиция духовной музыки в виде церковного пения и нецерковной, связанной с устным народным творчеством.

Различные виды народного инструментального музицирования объединялись понятием «мусикия». К мусикии относили игру на музыкальных инструментах, плясовые наигрыши, искусство скоморохов,издавна потешавших, смешивших и будораживших русский народ. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний. Они пели и плясали, играли нанародных инструментах (гуслях, гудках, дудках, волынках, бубнах, домрах), разыгрывали сценки, фокусничали и сквернословили. Их репертуар складывался преимущественно на основе народной музыки. Творчество скоморохов явилось связующим звеном между фольклором и профессиональным искусством.

Скоморошество, будучи частью смеховой культуры средневековой Руси,было пронизано особым духом свободомыслия, раскован-ности творчества. Нередко за напускной глупостью оно являло острую сатиру на сильных мира сего.Официально считаясь проявлением греховности и дьявольского искушения, скоморошество подвергалось постоянным гонениям со стороны властей. Многочисленные государственные и церковные указы и грамоты постоянно клеймили «нечестивцев», творивших «богомерзкие дела» .

Критика отцов церкви не распространялась на «престижные» инструментальные жанры - военную музыку и инструментальное сопровождение былин и героического эпоса.В эпических сказаниях прославлялись боевые подвиги князей и их дружин. Представителем этой героической песенной традиции был, в частности, легендарный Боян, образ которого запечатлен в «Слове о полку Игореве» ( XII век).

Церковно-певческое искусство, оставившее глубокий следв русской культуре последующих времен, было частью единого культового действа. С самого начала своего развития оно складывалось как искусство вокальное. Только голос поющего человека признавался единственным «музыкальным инструментом», достойным доносить Слово Божие.

Церковное пение называлось «сладкогласным», «богоданным».Его первоначальные формы, как и способы записи, были заимствованы из Византии в X веке вместе с принятием христианства. Это было унисонное мужское пение, воспринимавшееся как аналог соборной молитвы (другой возможный вариант - антифонное пение двух мужских хоров). Строго выдержанное одноголосие без инструментального сопровождения стало одним из основных признаков древнерусского певческого искусства . Считалось, что именно одноголосное интонирование текста создает ощущение бестелесности, ангелоподобности; в отличие от него любое многоголосие связывалось с пространственными представлениями, с материальностью, телесностью.

Для записи церковных песнопений использовались не ноты, а особые знаки, или, по-старославянски, «знáмена» (иначе - «крюки»). Отсюда происходит название «знаменное пение» , «знаменный распев» (или, как говорили в старину, рóспев ). Каждый знак соответствовал определенной мелодической попевке - краткому мотиву диатонического склада в объёме терции или кварты.

Знаменный распев на протяжении семи веков ( XI - XVII ) был основой всей древнерусской церковной музыки. Его мелодика отличаласьплавностью поступенного движения. Терцовые и квартовые скачки допускались в особых случаях. Плавной, равномерной была и ритмика.

В практике церковного пения долгое время бытовала устная традиция. Лишь в XV - XVI веках все виды церковных песнопений были «положены на знамя».

В ходе исторического развития первоначальная византийская основа русского церковного пения видоизменялась. Во-первых, она все шире взаимодействовала с русской народно-песенной традицией.Во-вторых, изменения церковно-славянского языка, приводившие к значительным несовпадениям текста и музыки, вызывали необходимость видоизменять и напевы. В-третьих, формирование пантеона русских святых обусловило появление новых песнопений. Все это нашло отражение в сознательной переработке греческих по происхождению напевов на русский лад. В музыке, как и в иконописи, творческий дух русских мастеров всегда находил способы своего проявления.

Начальный период развития древнерусского певческого искусства (с XI - до середины XV века) связан с историей Киевской и Новгородской Руси. На этом этапе русская церковная музыка осваивала и интерпретировала византийскую традицию, существенно ее не меняя.

Наиболее близка византийским истокам была художественная культура Киевской Руси . В числе сохраненных нормативов - система осмогласия (восьмигласия), которая определяла порядок чередования песнопений в течение годовых церковных служб.Система осмогласия, возникшая на основе христианского календаря, окончательно сформировалась в творчестве византийского богослова и гимнографа VIII века св. Иоанна Дамаскина.

Каждые 8 недель христианского календаря составляли столп . Каждой неделе столпа соответствовал определенныйглас - совокупность мелодических попевок, на основе которых строился распев. По истечении одного столпа начинался новый цикл - следующий столп. Точкой отсчета служил праздник Пасхи.

В Киевской Руси наряду с обычным знаменным существовал особый род кондакарного пения, отличавшегося обилием мелодических украшений и внутрислоговых распевов.

В период феодальной раздробленности, начавшийся после распада Киевской Руси и монголо-татарского нашествия , центром богослужебного пения становится Новгород . Политически независимый («вольный»), богатый торговый город, не познавший тяжести ордынского ига, Новгород способствовал развитию самобытного искусства, в котором все менее был слышен «голос Византии». Воплощая духовные идеалы русского народа, новгородская художественная школа (в том числе зодчество и иконопись) постепенно преодолевала зависимость от византийских образцов.

Именно Новгород становится крупным центром скоморошьей культуры. В городе и вокруг него возникли целые скоморошьи поселения. Оттуда народные актеры разъезжались по всей Руси. В XVI веке их выписывали из Новгорода в Москву для «царской потехи».

Ярким явлением жизни новгородцев были колокольные звоны. Колокола прочно вошли в церковный обиход русских городов и впоследствии стали не только предметом национальной гордости, но и своеобразным «звукообразом» Руси.

Расцвет хоровой культуры знаменного пения в эпоху Предвозрождения

С середины XV века в древнерусском церковно-певческом искусстве в полной мере проявляются черты национальной самобытности. Начинается эпоха его расцвета, которой предшествовало объединение русских княжеств вокруг Москвы и создание единого государства . Москва становится центром развития художественной культуры, которую принято называть культурой Предвозрождения .

Важным завоеванием нового периода развития богослужебного пения стало рождение русской кантилены. Лаконичные речитативные мотивы раннего знаменного распева со временем переросли в широкораспевные. Мелодическое дыхание стало протяженным, свободным, гибким, расширился диапазон. Он достиг малой септимы, а весь звукоряд - дуодецимы.

Усовершенствовалась техника композиции. Мастера XV века уже не ограничивались опеванием опорного тона и его перемещением. Они использовали более сложные приёмы: повтор, вариационную разработку, сокращение и расширение попевок, секвенции.Напевы песнопений иногда украшались своего рода юбиляциями - так называемыми фитами и лицами .

Большая работа по систематизации духовных песнопений в XV веке привела к созданию «Обихода» - певческой книги русской православной церкви.

Эволюция церковного пения на Руси была тесно связана с деятельностью русскихраспевщиков . Распевщик считался интерпретатором, а не творцом новых гимнов. При создании песнопений он ориентировался на архетип - канонический образец. Эти музыкальные «трафареты» назывались подобны (отсюда выражение «пение на подобен»). Каждый жанр церковной музыки имел свой набор подобнов.

Исторические свидетельства говорят о высочайшем профессиональном уровне древнерусских распевщиков. Старейшими среди них были братья новгородцы Савва и Василий Роговы (XVI век). Василий (в монашестве Варлаам) впоследствии сделал блестящую духовную карьеру, став первым митрополитом ростовским.

Братья Роговы имели учеников и в Новгороде, и в Москве. Среди учеников Саввы Рогова - Федор Крестьянин (Христианин) , Иван Нос , Стефан Голыш . Все они занимали высокое общественное положение и были заметными личностями в свое время.

В середине XVI века знаменный распев достиг расцвета. В это время возникает множество мелодических вариантов одного и того же песнопения, что значительно расширило объем певческого репертуара. Свой собственный распев имел каждый крупный монастырь. Особенно славились распевы Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавры.

От знаменного распева ответвились особые разновидности хорового пения. Например, по торжественным дням, в большие церковные праздники звучал демественный распев . Он отличался великолепием, пышностью, обильными украшениями, не случайно его называли «красным». Являясь венцом богослужебного пения, демественный распев не связан с осмогласием и находится как бы выше него.

Вершина развития знаменного распева - «большой распев» . Помимо насыщения широкой мелодической распевностью, он словно «прорастал» интонациями русских народных песен, что делало знаменный распев более близким и доступным прихожанам.

Происхождение «большого распева» связывают с именем одного из самых одаренных мастеров хоровой музыки русского Предвозрождения Федора Крестьянина. Вместе с Иваном Носом Федор Христианин работал в Москве в Александровой слободе, где царь Иван Грозный создал своего рода «консерваторию», куда приглашал лучших мастеров.

Иван Грозный был знатоком и большим любителем церковного пения . По его инициативе Московский собор 1551 года обязал духовенство всех городов организовать певческие школы для обучения детей пению и чтению.

Новым явлением в певческом искусстве второй половины XVI века стало также троестрочное пение. Свое название троестрочие получило от системы записи: три голоса фиксировались по строкам разными цветами (красным и черным) и сводились в разноцветную партитуру. Главным голосом был «путь», который обычно пел каноническую мелодию знаменного распева. «Путь» помещался в средний голос и обрамлялся «верхом» и «низом».

Троестрочное пение не считалось отступлением от одноголосной традиции. В свете учения о Святой Троице в нем раскрывалась идея триединого ангелоподобного пения, когда три голоса плавно текут то параллельно друг другу, то вливаясь один в другой, то расходясь.

В эпоху Предвозрождения богослужения музыка становится предметом административной опеки. Проводится большая работа по исправлению ошибок и разночтений в старинных знаменных рукописях, состояние церковно-певческого дела в стране инспектируется образцовым хором государевых певчих дьяков . Этот хор был учрежден еще в конце XV века при дворе Ивана III . В него входили 30-35 певчих, которые постоянно сопровождали царя и пели как в соборах, так и во время различных дворцовых церемоний.

В XVI веке певческое искусство впервые выходит за пределы церкви. Об этом свидетельствует возникновение жанра под названием «стих покаянный». Стихи покаянные бытовали вне храма, не были связаны с конкретным богослужебным чином, а в их стилистике сказалось влияние народных песен.

В XV и XVI веках получили распространение театрализованные музыкальные представления, в которых разыгрывались библейские сюжеты. Повествующие об Адаме, Каине, Иосифе, Моисее, Самсоне, Давиде, они были частью праздничных богослужений. Наибольшей популярностью пользовалось «Пещное действо» , исполнявшееся перед Рождеством.Его содержание связано с историей трёх отроков, по приказу царя Навуходоносора брошенных в раскаленную печь за отказ поклоняться вавилонским богам и спасенных ангелом небесным.

Постепенно в придворном быту «приживаются» и европейские музыкальные развлечения - слушание «заморской» музыки, исполняемой на органе и клавикордах.

В XVII столетии множество скоморохов было выселено из цент-ральных областей на Север и в Сибирь, а их инструменты сожжены. Однако традиции скоморошества вошли в стиль придворного шутовства, в народный театр.

Отдельные элементы многоголосия появляются не ранее середины XVI века. Длительное культивирование монодии способствовало развитию мелодического начала - основы русской национальной музыкальной культуры.

из-за характерной формы наиболее распространенного знака. Часть певческих знаков сохранила греческое название и значение (параклит, кулизма и др.). Однако более широкое распространение получили емкие русские обозначения, данные знакам по их внешнему виду: «крыж» (крест), «чашка», «палка», «стрела простая», «стрела громная», «два в челну», «голубчик борзый», «паук» и т.д.

Знаменная письменность является одним из вариантов безлинейного невменного письма . Подобно всем другим невменным знакам, знамена не фиксировали точную высоту звуков.

В 1389 году русское войско под руководством московского князя Дмитрия Донского (по благословению великого духовного наставника Сергия Радонежского) разбило татарского хана Мамая в битве на Куликовом поле. В конце XV века при князе Иване III Русь добилась полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Иван III первым из московских князей именует себя «государем всея Руси». В XVI веке его внук Иван IV Грозный расширяет границы государства, присоединяя новые земли. Москва становится столицей Русской державы, символом ее величия и славы.

Так называемый Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Кремля. Его решения выражены в 100 главах.

Хор государевых певчих дьяков в XVIII веке был переведен в Петербург и преобразован в Придворную певческую капеллу.

Попова Елена

НА РУСИ ДУДКИ, ГУСЛИ, СВИРЕЛИ, БУБНЫ, ФЛЕЙТЫ И ДРУГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОПРОВОЖДАЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СКОМОРОХОВ, ЗВУЧАЛИ ВО ВРЕМЯ КНЯЖЕСКИХ И ЦАРСКИХ ПИРОВ, НАРОДНЫХ ГУЛЯНИЙ. uИНСТРУМЕНТЫ ДЕЛИЛИСЬ НА «ВЫСОКИЕ», ТО ЕСТЬ ДОСТОЙНЫЕ УВАЖЕНИЯ, И НИЗКИЕ, ДЬЯВОЛЬСКИЕ. В ДРЕВНЕЙ РУСИ СУЩЕСТВОВАЛО ДВА ИЗНАЧАЛЬНЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЯВШИХСЯ ДРУГ ДРУГУ ПОНЯТИЯ:

МУСИКИЯ (МУЗЫКА) И ПЕНИЕ . МУСИКИЯ - ЭТО ТОЛЬКО ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА.

ИГРА НА СТРУННЫХ НАЗЫВАЛАСЬ ГУДЕНИЕМ , НА ДУХОВЫХ -СОПЕНИЕМ .ПОРОЙ ИГРА СОПРОВОЖДАЛА ПЕНИЕ.

НО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА НА РУСИ НЕ ИМЕЛА. КАЖДОМУ ИНСТРУМЕНТУ ПРИ ЭТОМ ОТВОДИЛАСЬ СВОЯ РОЛЬ: ВЫХОД КОРОЛЯ ДОЛЖЕН СОПРОВОЖДАТЬСЯ ЗВУКАМИ ФЛЕЙТЫ, ТРУБЫ, СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ПРИЕМ ПОСЛА - ЗВУКАМИ ФЛЕЙТЫ, КНЯЗЯ ДОЛЖНЫ СОПРОВОЖДАТЬ ТРУБЫ И ТИМПАНЫ.

ВСЕГО ВЫДЕЛЯЛИ 5 ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ДУХОВЫЕ, СТРУННЫЕ (ЛИРА), СО СТРУНАМИ ИЗ ЖИЛ, С МЕДНЫМИ СТРУНАМИ (НАПРИМЕР, ДОМРА), УДАРНЫЕ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Музыкальная культура Древней Руси 15-16 век.

Н А Р УСИ СУЩЕСТВОВАЛА ОТЛИЧНАЯ ОТ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМА ЗАПИСИ НОТ. Р ОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ У НАС ТАКЖЕ БЫЛА ИНОЙ. Н А РУСИ ДУДКИ, ГУСЛИ, СВИРЕЛИ, БУБНЫ, ФЛЕЙТЫ И ДРУГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОПРОВОЖДАЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СКОМОРОХОВ, ЗВУЧАЛИ ВО ВРЕМЯ КНЯЖЕСКИХ И ЦАРСКИХ ПИРОВ, НАРОДНЫХ ГУЛЯНИЙ.

Н А Р УСИ СКОМОРОШЕСТВО ВНАЧАЛЕ АССОЦИИРУЕТСЯ С ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРИДВОРНОЙ КУЛЬТУРОЙ, НО ПОСТЕПЕННО СЛИВАЕТСЯ С ЯЗЫЧЕСКИМИ ИГРИЩАМИ. У ЖЕ СТОГЛАВЫЙ СОБОР 1551 Г. ЗАПРЕЩАЕТ ВСЯКИЕ ЗРЕЛИЩА И ПЛЯСКИ, А ВМЕСТЕ С НИМИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. В XVII ВЕКЕ ПРИ ЦАРЕ А ЛЕКСЕЕ М ИХАЙЛОВИЧЕ, КОГДА БЫЛИ ОСОБЕННО ОЩУТИМЫ ГОНЕНИЯ НА СКОМОРОХОВ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕСЛЕДОВАЛИСЬ С ОСОБОЙ ЯРОСТЬЮ, ИХ СЖИГАЛИ НА ПЛОЩАДЯХ.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕЛИЛИСЬ НА «ВЫСОКИЕ», ТО ЕСТЬ ДОСТОЙНЫЕ УВАЖЕНИЯ, И НИЗКИЕ, ДЬЯВОЛЬСКИЕ. В ДРЕВНЕЙ РУСИ СУЩЕСТВОВАЛО ДВА ИЗНАЧАЛЬНЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЯВШИХСЯ ДРУГ ДРУГУ ПОНЯТИЯ: МУСИКИЯ (МУЗЫКА) И ПЕНИЕ. МУСИКИЯ - ЭТО ТОЛЬКО ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ИГРА НА СТРУННЫХ НАЗЫВАЛАСЬ ГУДЕНИЕМ, НА ДУХОВЫХ - СОПЕНИЕМ. ПОРОЙ ИГРА СОПРОВОЖДАЛА ПЕНИЕ. НО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА НА РУСИ НЕ ИМЕЛА. КАЖДОМУ ИНСТРУМЕНТУ ПРИ ЭТОМ ОТВОДИЛАСЬ СВОЯ РОЛЬ: ВЫХОД КОРОЛЯ ДОЛЖЕН СОПРОВОЖДАТЬСЯ ЗВУКАМИ ФЛЕЙТЫ, ТРУБЫ, СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ПРИЕМ ПОСЛА - ЗВУКАМИ ФЛЕЙТЫ, КНЯЗЯ ДОЛЖНЫ СОПРОВОЖДАТЬ ТРУБЫ И ТИМПАНЫ. ВСЕГО ВЫДЕЛЯЛИ 5 ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ДУХОВЫЕ, СТРУННЫЕ (ЛИРА), СО СТРУНАМИ ИЗ ЖИЛ, С МЕДНЫМИ СТРУНАМИ (НАПРИМЕР, ДОМРА), УДАРНЫЕ.

В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НИКОГДА НЕ БЫЛО. ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА СВОДИЛАСЬ К ПЕНИЮ A CAPELLA (А КАПЕЛЛА), ТО ЕСТЬ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА ВПИТЫВАЛА В СЕБЯ МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, ЕЕ МОГУЧИЙ РАСЦВЕТ В XVI В. СВЯЗАН С ОБРАЗОВАНИЕМ МЕСТНЫХ РЕДАКЦИЙ НАПЕВОВ И ПЕВЧЕСКИХ ШКОЛ. ХОР ДЕЛИЛСЯ ОБЫЧНО НА ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ И ПОДЬЯКОВ. ВНУТРИ КАЖДОЙ КАТЕГОРИИ СУЩЕСТВОВАЛО КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ДЕЛЕНИЕ: ЛУЧШИЕ МАСТЕРА ОБРАЗОВЫВАЛИ ГРУППУ ПОД НАЗВАНИЕМ «БОЛЬШАЯ СТАНИЦА» , МАСТЕРА ПОХУЖЕ ВХОДИЛИ В ГРУППУ ПОД НАЗВАНИЕМ «МЕНЬШАЯ СТАНИЦА» , ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К МОСКВЕ ПОЯВИЛАСЬ «МОСКОВСКАЯ СТАНИЦА». ОСОБЕННОСТЬЮ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ В XVI В. БЫЛА МНОГОРАСПЕВНОСТЬ ПЕСНОПЕНИЙ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ВПЕРВЫЕ В XVI В. ПОЯВЛЯЮТСЯ АВТОРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ РУССКИХ ТЕОРЕТИКОВ МУЗЫКИ СЧИТАЕТСЯ, НАПРИМЕР, ИВАН ШАЙДУР. НА РУБЕЖЕ XV-XVI СТОЛЕТИЙ В МОСКВЕ ВОЗНИК ПРИДВОРНЫЙ ХОР - ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ - И ПАТРИАРШИЙ ХОР - ПАТРИАРШИХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ. ХОР ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ ВКЛЮЧАЛ НЕ БОЛЕЕ 30 ЧЕЛОВЕК. В XV-XVIВВ. ПРОИЗОШЛО ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ИДЕИ АНГЕЛОГЛАСНОГО ПЕНИЯ, С КОТОРОЙ СВЯЗЫВАЛОСЬ ОДНОГОЛОСНОЕ, УНИСОННОЕ ПЕНИЕ. НАЧИНАЯ С XV В. В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ АКТИВНО РАЗВИВАЕТСЯ ИКОНОГРАФИЯ ТРОИЦЫ. НАИВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ БОГОСЛОВСКОЕ УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ ДОСТИГЛО В ИКОНЕ АНДРЕЯ РУБЛЕВА. ЭТО СВОЕОБРАЗНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДОГМАТА О ТРИЕДИНОМ БОГЕ. ИДЕЯ ТРИЕДИНСТВА ВЫРАЗИЛАСЬ И В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКЕ ОСОБОЙ ФОРМОЙ МНОГОГОЛОСИЯ ТРОЕСТРОЧИЕМ, ТО ЕСТЬ ТРЕХГОЛОСИЕМ. АНГЕЛЬСКОЕ ПЕНИЕ ТЕПЕРЬ СЧИТАЕТСЯ СВЯЗАННЫМ С ТРОИЦЕЙ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, НАРЯДУ С МОНОДИЕЙ, ТРЕХГОЛОСНОЕ ПЕНИЕ - ЭТО ОДНА ИЗ ФОРМ АНГЕЛЬСКОГО ПЕНИЯ. ИДЕЯ ТРОИЦЫ С БЕССМЕРТНОЙ РУБЛЕВСКОЙ ИКОНЫ ПЕРЕХОДИТ В МУЗЫКУ. НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ ТЕПЕРЬ ПОРУЧАЮТСЯ ТРЕМ ЮНОШАМ, КОТОРЫХ НАЗЫВАЛИ ИСПОЛАТЧИКАМИ (ИСПОЛАТЧИК -ОТ ГРЕЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ «ИСПОЛЛА ЭИ ДЕСПОТА» - МНОГИЕ ЛЕТА ТЕБЕ, ГОСПОДИН).

Певчие школы.

Т РОЕСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ ИСПЫТАЛО ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА (ИМЕЕТСЯ В ВИДУ РУССКАЯ ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ). Т РОЕСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ - ЭТО ТОЖЕ ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ, КОГДА ТРИ ГОЛОСА ПЛАВНО ТЕКУТ, КАК ТРИ ЛЕНТЫ, ТО ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ, ТО ИДЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО. К XVI В. СЛОЖИЛОСЬ ДВА ТИПА МНОГОГОЛОСИЯ: 1) ДЕМЕСТВЕННОЕ, ИМЕВШЕЕ ОСОБУЮ ДЕМЕСТВЕННУЮ НОТАЦИЮ; 2) ТРОЕСТРОЧНОЕ (СТРОЧНОЕ), КОТОРОЕ ЗАПИСЫВАЛИ ЗНАМЕННОЙ НОТАЦИЕЙ, ПРИЧЕМ ГОЛОСА НА СТРОКЕ ЗАПИСЫВАЛИСЬ ПООЧЕРЕДНО КРАСНЫМ И ЧЕРНЫМ ЦВЕТОМ.(В ДРЕВНЕРУССКИХ ПЕВЧЕСКИХ РУКОПИСЯХ НАПЕВ ВЫРАЖАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНОГО ВИДА НОТНЫХ ЗАПИСЕЙ (НОТАЦИЙ).) С РЕДИ БЕЗЛИНЕЙНЫХ НОТАЦИЙ ГЛАВЕНСТВУЮЩИМ ВИДОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАМЕННАЯ (ОТ ДРЕВНЕРУССКОГО "ЗНАМЕНА" - ЗНАК). В XVI ВЕКЕ ПОЛУЧИЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ДРУГИЕ НОТАЦИИ - ДЕМЕСТВЕННАЯ И ПУТЕВАЯ - ОНИ ТАКЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НЕКОТОРЫМ ЧИСЛОМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РУКОПИСЕЙ И ОТДЕЛЬНЫМИ ПЕСНОПЕНИЯМИ В ЗНАМЕННЫХ РУКОПИСЯХ.

Нотные записи

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ ОДНИМ ИЗ ПРИЗНАКОВ ЖАНРОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПЕСНОПЕНИЙ БЫЛ СПОСОБ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ. ЭТИХ СПОСОБОВ ЧЕТЫРЕ - ХОРОВОЕ ПЕНИЕ, СОЛЬНОЕ, РЕСПОНСОРНОЕ (ПЕНИЕ СОЛИСТА С ПРИПЕВАМИ ХОРА ИЛИ НАРОДА) И АНТИФОННОЕ. ЕСЛИ РАСПОЛОЖИТЬ ЖАНРЫ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАЖДОГО ЖАНРА), ТО ЭТОТ СПИСОК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: ПСАЛМЫ, ТРОПАРИ, КОНДАКИ, СТИХИРЫ, ИРМОСЫ, КАНОНЫ. ПРОСТЕЙШИЙ ДРЕВНЕРУССКИЙ ПЕВЧЕСКИЙ ЖАНР - ЭТО РАСПЕВНОЕ ЧТЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ И СВЯЩЕННЫХ КНИГ, СВЯЗАННОЕ С ДРЕВНЕРУССКИМИ БЫЛИНАМИ И ПЛА- ЧАМИ. ОСОБОЕ МЕСТО В РУССКОЙ ГИМНОГРАФИИ ЗАНИМАЛИ ПЕСНОПЕНИЯ, СОПРОВОЖДАВШИЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВА И СВЯЗАННЫЕ С РИТУАЛОМ. ЭТИ ПЕСНОПЕНИЯ ЯВЛЯЛИСЬ, КАК ПРАВИЛО, МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬМИНАЦИЕЙ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕВЧЕСКОГО ЦИКЛА. К ПЕСНОПЕНИЯМ ДАННОГО ТИПА ОТНОСЯТСЯ: ХЕРУВИМСКИЕ ПЕСНИ (ОНИ НАЧИ- НАЮТСЯ СО СЛОВ «ИЖЕ ХЕРУВИМЫ); АЛЛИЛУАРИИ (ПОВТОРЯЕМЫЙ В ПРАВОСЛАВИИ ТРИ РАЗА И ОБРАЩЕННЫЙ КО ВСЕМ ТРЕМ ИПОСТАСЯМ ТРОИЦЫ ПРИПЕВ «АЛЛИЛУЙЯ» В ПЕРЕВОДЕ С ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОГО ЯЗЫКА ОЗНАЧАЕТ «ХВАЛИТЕ ГОСПОДА»);

И ТАК, ДО XVII В. МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ СВОДИЛАСЬ К ЦЕРКОВНЫМ ПЕСНОПЕНИЯМ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. Ц ЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ ОСНОВЫВАЛОСЬ НА ПРИНЦИПАХ ОСМОГЛАСИЯ И МОНОДИИ, НА СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ КАНОНА. Д О XVI В. ДРЕВНЕРУССКАЯ МУЗЫКА БЫЛА АНОНИМНОЙ (ИМЕНА ПЕРВЫХ ИЗВЕСТНЫХ НАМ КОМПОЗИТОРОВ ОТНОСЯТСЯ К XVI В.). П ЕРЕМЕНЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ XVII В., СВЯЗАННЫЕ С ПОЯВЛЕНИЕМ СВЕТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ, С УСИЛЕНИЕМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ВЛИЯНИЯ, ПРИОБРЕЛИ НЕОБРАТИМЫЙ ХАРАКТЕР.

М ОЖНО СОЖАЛЕТЬ ОБ УШЕДШЕЙ В НЕБЫТИЕ ДУХОВНОСТИ, ОБ УТРАЧЕННЫХ ОТЧАСТИ ТРАДИЦИЯХ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ, НО ПРИДЕТСЯ ПРИЗНАТЬ НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПРИХОДА НОВОГО. М УЗЫКА ЭПОХИ БАРОККО ОТКРЫЛА ДОРОГУ СВЕТСКИМ ЖАНРАМ (ОПЕРА, ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА), СПОСОБСТВОВАЛА СТАНОВЛЕНИЮ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ XVIII-XIXВВ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ «СЛАДКОЗВУЧНАЯ» МЕЛОДИЯ ВТОРГАЛАСЬ И В ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ, БЛАГОДАРЯ ТВОРЧЕСТВУ ЧАЙКОВСКОГО, РАХМАНИНОВА, ЧЕСНОКОВА, ДРУГИХ ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ. Н О ОБРАЗЦАМИ ДЛЯ НИХ ОСТАВАЛИСЬ ДРЕВНЕРУССКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ, ВЕЛИ- ЧЕСТВЕННЫЕ ЗНАМЕННЫЙ И ДЕМЕСТВЕННЫЙ РАСПЕВЫ. П РЕЕМСТВЕННОСТЬ СОХРАНИЛАСЬ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, И В ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКЕ.

Глава II

Музыкальная культура Древней Руси

Самые ранние письменные памятники древнерусского искусства свидетельствуют о высоком уровне развития музыкальной культуры на Руси. Былины новгородско-киевского цикла, «Слово о полку Игореве» - эти замечательные образцы поэтического творчества, тесно связанного с музыкой, - сами дают нам представление, сами рассказывают о древнерусских эпических певцахгуслярах, о музыке княжеских дружин, о народной, в частности о старинной обрядовой песне.

Музыкальное искусство Древнерусского государства, несомненно, имело глубокие истоки, а с другой стороны, - широкие культурные связи.

Некоторые русские народные песни сохраняют следы очень давних времен; так, песни-плачи по умершим, обрядовые свадебные песни, проникнутые поэзией пантеизма, оживляющие и обожествляющие природу, связаны с древнейшими традициями. Быть может, эти песни хранят далекие связи с искусством восточных славян, населявших территорию Руси уже с первых веков н.э., т.е., в некоторой мере отражают быт племен, находившихся на ранней ступени развития, живущих патриархально-родовым строем. Поэтические образцы их нередко связаны еще с языческими представлениями праславян, с их обрядовостью, различными сторонами быта, в частности, с земле-

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

дельческими процессами. Поклонение природесолнцу, горам, деревьям, «белу-горючу камню», огню, рекеопределило целый ряд характерных образов в этих песнях, благодаря которым мы ощущаем их древние исторические истоки, хотя сами песни записаны лишь в XIX-

XX веках.

В поэме эпохи «Слова о полку Игореве» (XII век) отражено народное, в своей основе поэтическое обращение Ярославны- «плач» на путивльской стене (к Ветру, к Днепру, к Солнцу). Таков и характерный образ кукушки, в которую она хочет превратиться. Все это, несомненно, связано с русской народной поэтической традицией певческого, музыкального искусства.

Полечу я кукушкой, Говорит, по Дунаю Омочу рукав я бобровый По Каяле-реке, Оботру я князю Раны кровавые

На отверделом теле его...

О ветерветрило! К чему, господине, Веешь насильем? Стрелы поганские

На крылах своих мирных На воинство милого

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

Гонишь- к чему?.. О светлое, Трижды светлое, Солнце!

Тепло и отрадно ты всем! Так к чему ж, господине, На воинство милого Свой луч простираешь Горячий?

Со времени объединения восточных племен вокруг значительных городов-центров (Новгород, Киев, Владимир, Суздаль, Рязань и другие древние города), с переходом от родового строя, племенных союзов к единству, к государственному, начинается собственно история Древней Руси. В ее пределах складывается некое культурное единство и культурное своеобразие. После победы в 882 году Новгородского севера над Киевским югом, Олег сделал Киев столицей единого русского государства. С этого момента можно говорить и об определенном периоде в развитии музыкальной культуры.

Вместе с тем следует учитывать, что искусство Русской земли все еще носило в большей мере обобщенный, недифференцированный характер. Вместе с тем начинается их дифференциациявыделяется, например, эпический жанр как один из самых значительных.

Древняя художественная культура восточных славян была той почвой, на которой возросла культура Киевской Руси. Но это вовсе не

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

значит, что даже в этом раннем историческом периоде древнерусское искусство носило узко местный, провинциальный характер. Музыкальная культура Киевской и Новгородской Руси имела широкие исторические связи. О некоторых из них имеются обширные и точные сведения, например, о связях с Византией, как одним из важнейших христианских центров средневековья. Известно также, что очень рано завязались на Руси культурные связи с южными славянами, в частности с болгарами. Но Древняя Русь имела, несомненно, связи, хотя бы косвенные, и с далекими восточными странамичерез своих восточных соседей. Вероятно, восточный (может быть арабского происхождения) инструментарий очень рано стал известен Древней Руси, а не только Западу Европы.

Новгород рано вступил в культурную связь с зарубежными странами, и прогрессивные влияния Ренессанса ощущаются во многих памятниках его искусства (иконопись, поэзия). ГалицкоВолынское княжество имело наиболее непосредственные связи с Западом. Кроме того, необходимо учитывать, что Русь могла по-своему воспринять наследие античной культуры, благодаря греческим колониям на юге, культурные следы которых хранились долго. Таким образом, искусство древней Руси развивалось на широкой исторической основе.

От времен Новгородско-Киевской Руси остались первые письменные памятники музыкального искусства (богослужебные книги с нотацией), что само по себе уже дает полное основание утверждать о начале собственно исторического периода в развитии русской музы-

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

кальной культуры. Сейчас эти ранние нотные записи расшифровываются специалистами, но пока эта нелегкая работа требует еще времени и, мы можем, на сегодняшний день, иметь лишь общее представление о культовой музыке XIXIV веков. Но о музыкальной культуре Киева и Новгорода вообще, о музыке в быту, о музыке ратной, торжественной, о музыке эпоса, о музыке в церкви, о музыкальном инструментарии сохранились подлинные исторические свидетельства- в памятниках поэзии, живописи и летописных сводах.

Судя по многочисленным литературным данным, с давних времен очень большое значение имела на Руси музыка военная . Тяжелая борьба с кочевниками, которую вели княжеские дружины русичей, отстаивая родную землю от их вторжений, требовала особого внимания к ратному делу. Летописи постоянно упоминают о трубачах, о трубах, о бубнах в связи с рассказами о военных походах русских князей. Говорится об этом и в поэме «Слово о полку Игореве». Изображения труб и рогов сохранились также в миниатюрах старинных рукописей. В дружинах стольных князей выдвинулись и такие профессионалы, как певцы-рапсоды, представители эпической поэзии, повествующие о славных подвигах героев, легендарных богатырей, о борьбе за Русь с внешними врагами, степняками (например, с половцами, позже с монгольским нашествием).

Поэтический образ такого певца-Бояна дает вступление к «Слову о полку Игореве»:

Ибо вещий Боян.

Кому хотел песни творить,

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

То носилась мысль его Летущею векшей по дереву, Серым волком по земи, Сизым орлом под облаки; Пел, вспоминая Начальных времен Усобицы.

И пускал тогда он Десять соколов На стаю лебединую:

Досягнет сокол до лебедиТа песнь поет первая...

Но Боян то, Братия,

Он пускал не десять соколов На стаю лебединую:

Он персты свои вещие На живые струны клал,

И струны те сами

Славу Князьям Рокотали.

По всей вероятности, и само «Слово о полку Игореве» исполнялось нараспев певцом-рапсодом под звуки гуслей. Один из стариннейших инструментов на Русигуслиимели заметное сходство с за-

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

падно-европейским псалтериумом. Древние гусли делались в форме треугольника или трапеции с закругленными контурами. На деревянную основу натягивались струны, которые перебирались обеими руками исполнителя, в то время как гусли стояли у него на коленях. Повидимому, тогда же, когда возникло «Слово» (XI век), складывался цикл былин, и певцы, подобные Бояну, упомянутому в «Слове» слагали и исполняли их. Это был героический эпос, воплотивший в себя лучшие поэтические представления русичей о храбрых, воинственных подвигах, о силе и мужестве, о выдающемся образе народного героябогатыря. В Эпоху Древней Руси зародились былины об Илье - Муромце, о Добрыне-Никитиче, которые жили в народе и развивались, дополнялись в течение многих веков.

Сами былины содержали рассказы о певцах, гуслярах, о музыке на пирах, на тризнах у князей, особенно у князя Владимира Святославича- «Красного солнышка», который правил Русью в 980-1015 годах.

И споговорил Владимир стольнокиевский: «Ай же ты, Добрынюшка Никитич млад, А бери же ты гусельки яровчаты, Поподерни-ка во струнки золоченые, По уныльному сыграй нам, по умильному, По другой сыграй да по веселому.»

Из музыкальных инструментов былины упоминают, кроме гусель, «златы трубы» и саповочки (дудочки). Летописи также называют гусли, бубны, сопели (духовые). Фрески Софийских соборов в Киеве, Новгороде (XI век) дают наглядное представление о целом ря-

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

де инструментов, известных в Древней Руси. Кроме труб, это арфовые, лютневые инструменты, а также старинные флейты и тарелки. По-видимому, очень древние восточные инструментыарфы и лютниполучили на Руси новое развитие благодаря связи Киевской Руси с Востоком. Вообще музыкальная жизнь Киева вовсе не носила изолированного характера. Киевские князья бывали в Византии, и придворная музыка, несомненно, складывалась под влиянием пышной византийской дворцовой культуры. В самом Киеве и Новгороде проживали многочисленные иноземные купцыторговые сношения были очень широкими; естественно при этом, что чужеземные обычаи, песенная культура, инструментарий обогащали русское искусство.

Представителями светского музыкально-поэтического искусства Древней Руси являлись не только певцы-рапсоды, слагатели эпоса, но и скоморохи-певцы, плясуны и актеры, непременные участники различных бытовых празднеств, тесно связанные со всей народной жизнью. Искусство скоморохов поистине многообразно: музыка, поэзия, пляска, акробатика, различные элементы театра сплетались у них воедино. Как жонглеры и другие странствующие актеры (например, шпильманы в средние века в немецкоязычных странах), они являлись своеобразными продолжателями традиций синкретических актеров, так называемых «мимов», на новой исторической почве. Известно, что несколько позже, особенно в Новгороде, скоморохи приобрели чрезвычайно большое влияние и, возможно, завязали культурные связи с западными странствующими музыкантами подобного же типа.

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

Растущее значение в Киеве приобрела культовая музыка, особенно в связи с восприятием и распространением на Руси христианской культуры (с Х века). Именно эта культура, бывшая в то время более прогрессивной в сравнении с языческой, положила начало музыке письменной, что, конечно, сыграло историческую роль на формирование культовой музыки. На Руси непосредственное воздействие оказала Византиядревний влиятельный центр христианской культуры, во многом определивший развитие этой культуры на Западе Европы.

Формы и приемы церковного пения, его ладовая система, наконец, система нотации, уже сложившиеся в византийской практике, несомненно, повлияли на начальное развитие церковной музыки в Киеве. Вероятно, греческие и болгарские певцы, завезенные на Русь, благодаря византийским и западно-славянским связям в эпоху насаждения христианской религии, распространили здесь и самый принцип так называемых «распевов»- характерных мелодий-образцов, установленных в Византии и затем у болгар для разных случаев богослужения. Наконец, способ записи, привившийся здесь и аналогичный невменному на Западе (сами невмы были также восточного происхождения), по своей идее тоже оказался тесно связанным с ранней христианской нотацией вообще. Из него постепенно развились на Руси так называемые знамена или крюки.

Таким образом, культовая музыка Руси приобрела самобытные черты и начала отходить от общего корня мировой христианской культуры. Судя по древнейшим и более поздним письменным памят-

К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”

никам, наибольшее распространение получило здесь так называемое знаменное одноголосное пение, соединяющее в себе речитативнопсалмодийные и собственно мелодические элементы, но не отличающиеся особенной мелизматической сложностью.

Некоторые памятники своеобразной, так называемой кондокарной нотации (сохранившиеся от XI-XVI веков и до сих пор не расшифрованные полностью) свидетельствуют также о том, что наряду со знаменным распевом Древняя Русь знала и мелизматическое, орнаментально развитое церковное пение (с большим растягиванием отдельных слогов), предполагающее существование достаточно высокой певческой культуры.

Эта область музыкального искусствакультовая музыкаудерживалась лишь до тех пор, пока не сложилась светская, профессиональная и письменная музыкальная культура. Это произошло уже на широкой национальной основе только во времена Московской Руси. До этого же времени культовая музыка прошла большой исторический путь, обогащаясь в лучших своих образцах из недр народного искусства, но в общем все же постепенно утрачивая свое прогрессивное историческое значение в руках феодальной церкви.

Тяжелая и героическая борьба Древней Руси с внешними врагами, и более всего против монгольского ига, получили свое отражение в древнейших пластах народных песен. Еще в начале ХХ века народная память хранила песни: «Бой Добрыни и Алеши с татарином», «Мать и дочь в татарском плену» и многие другие.

Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.

Древнерусская музыка — исполнители и основные жанры

  • обрядовой музыки, в основном, волхвы,
  • народной – .

Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.

В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как

дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.

Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.

После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.

Колокольный звон как музыкальный жанр

Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:

  • благовест (равномерные удары в большой колокол),
  • перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)
  • и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).

Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.

Начало профессиональной музыки — церковная и духовная

Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства – Киевской Руси (IX–XIII века). После Крещения Руси (988 год) и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни – духовная музыка.

Древнерусский музыкальный канон

Музыкальный канон того времени был заимствован древнерусскими священниками прямиком из Византии. Церковная древнерусская музыка, как и вся христианская музыка того периода, была монодична, то есть ее основу составляли одноголосые распевы. Распевы подчинялась системе осмогласия. С ее помощью устанавливался строгий порядок музыкального исполнения службы.

Система осмогласия была целиком заимствована из и получила название «византийского столпа». В соответствии с ней в православных храмах каждую неделю распевался особенный глас (в системе древнерусской музыки гласом считался не какой-либо один определенный напев, а целая музыкальная система).

Всего существовало восемь гласов, и они образовывали восьминедельный цикл («византийский столп»), который повторялся в течение года примерно шесть с половиной раз (за исключением дней Великого Поста и Святой Пасхи).

Создателем системы осмогласия музыковеды и историки считают преподобного Иоанна Дамаскина ( 680-777), автора «Октоиха».

Записей звуковысотного обозначения гласов в то время не существовало. Мелодию записывали с помощью системы особых знаков, которые указывали лишь направление мелодии, прямо под строкой текста. Исполнителям мелодику песнопений приходилось учить по слуху. Певческое искусство передавалось в устной форме от учителя к ученику.

С византийским музыкальным каноном связана и особая эстетика – «ангельское пение». Более всего ценился чистый звук голоса. Один из раннехристианских писателей Климент Александрийский (150-215) считал, что человеческий голос является совершенным инструментом, поэтому отвергал иные музыкальные инструменты. Поэтому яркой отличительной чертой музыки Древней Руси являлся принцип a capella, то есть, пение без сопровождения музыкальными инструментами.

Певческие стили в древнерусской музыке

В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.

Стройное чередование тонов и полутонов, которые образовывали двенадцатиступенный звукоряд, именовалось церковным ладом . Он распадался на четыре согласия – простое, мрачное, светлое и тресветлое, в каждом было по три звука.

Запись музыки в Древней Руси

Для записи древнерусской церковной музыки монахи употребляли специальную нотацию, которая получила название «знаменной» (от слова знамя – «знак»). «Знаменная» нотация (или «крюковая» – по названию одного из основных знаков системы – крюка), исполненная до XVI века, тяжело поддается расшифровке, поскольку по вполне объективным причинам у науки нет точных сведений о том, как в действительности звучали знаменные распевы.

Надо отметить, что древнерусская церковная и народная музыка находились в определенной оппозиции . Так как византийский канон являлся заимствованным, он вступал в конфликт с народной музыкой, имеющей глубокие национальные корни. Поэтому авторы древнерусских распевов оказывались перед нелегким выбором совмещения христианской эстетики и «наработанных» национальных, но языческих приемов музицирования.

Однако не только церковная и народная древнерусская музыка получили широкое распространение на территории страны. По сохранившимся фрескам мы можем получить некоторые сведения о светской музыке того периода, которая была распространена при дворе киевских князей. На одной из фресок можно увидеть музыканта, исполняющего мелодию на струнном смычковом инструменте наподобие средневекового фиделия (прообраза виолы). На другой фреске запечатлена целая группа музыкантов, играющих на духовных и щипковых инструментах в окружении скоморохов – плясунов и акробатов. Также на фреске сохранилось изображение органа и играющего на нем человека. Древнерусские князья весьма любили музыку во всех ее проявлениях, ценили талантливых исполнителей.

Наверно, неспроста при царе была создана группа певцов, которые именовались «государевыми певчими дьяками». Они получали особенное жалование, зависевшее от того, насколько усердно они прославляли царя (отсюда термин – «славословие») на государевых богослужениях. В этой своеобразной «певческой академии» древнерусской музыки сохранялась преемственность распевщиков.

  • вершники,
  • путники,
  • нижники,

– демественниками назывались певцы-универсалы, умевшие петь на все три голоса.

После ослабления Киева возвышается Владимиро-Суздальское княжество, перенявшее «эстафету» дальнейшего развития древнерусского певческого искусства. Сохранилось в истории имя певца и распевщика Луки. Он был создателем целой школы древнерусских исполнителей. Его учеников летопись именует «луцыной чадью».

Значение периода древнерусской музыки

Музыка Древней Руси – уникальное явление в истории страны и ее культуры:

  • Исполнителями древнерусской музыки были созданы оригинальные жанры (колокольный звон, былины, исторические, лирические песни и др.),
  • Был расширен и обогащен византийский музыкальный канон , впитавший в себя своеобразие национального характера.
  • Церковная музыка стала прообразом профессиональной академической музыки и явилась необходимой для развития культуры Древней Руси в целом.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
  1. Вагнер, Г. Искусство Древней Руси / Г. Вагнер, Т. Владышевская. – М., 1993.
  2. Герасимова-Персидская, Н.А. Русская музыка XVII в.: Встреча двух эпох / Н.А. Герасимова-Персидская. – М., 1994.
  3. Герасимова-Персидская, Н.А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры / Н.А. Герасимова-Персидская. – М., 1983.
  4. Разумовский, Д.В. Церковное пение в России / Д.В. Разумовский. – М., 1967.
  5. Рапацкая, Л.А. «Четвёртая мудрость»: О музыке в культуре Древней Руси / Л.А. Рапацкая. – М., 1997.
  6. Успенский, Н.Д. Древнерусское певческое искусство / Н.Д. Успенский. – М., 1971.
  7. Лихачёв, Д. Крещение Руси и государство Русь / Д. Лихачёв // Новый мир. – 1988. – № 6.
  8. Скребков, С. Русская хоровая музыка XVII – начала XVIII в. / С. Скребков – М., 1969.
  9. Бражников, М.В. Новые памятники знаменного распева / М. В. Бражников. – Л., 1967.

В истории средневекового искусства культура Древнего Киева представляет собой своеобразную Античность для русской культуры. Киев – центр экономической, политической и культурной жизни России в средние века. Особенно высокого культурного и политического расцвета древнерусское государство достигло в XI в. при князьях Владимире и Ярославе. Именно в этот период были заложены основы развития самостоятельной русской литературы, зодчества и графики, профессиональных форм музыкального искусства.

До крещения Руси через территорию Киевской Руси проходил путь «из варяг в греки». Это явление способствовало «вливанию» в русскую культуру культурных традиций других народностей. После IX в. в русской литературе происходит появление следующих жанров: летописи и «жития святых»; эпос; хронографы; Евангелие.

Музыкальная культура развивалась в трёх взаимосвязанных между собой ареалах:

  1. Ареал народного быта . Фольклорные традиции опирались на языческую песенность. После крещения Руси – переплетаются с христианскими обрядами. Также данный ареал включает искусство скоморохов .
  2. Светская бытовая традиция, связанная с жизнью княжеского терема. Пиршества киевских князей обязательно сопровождались песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах. О музицировании можно судить на основании фресок Софийского собора, описаниях из «Жития». При дворе постоянно жили иностранные гости, каждый из которых вносил свою лепту.
  3. Церковный быт. С появлением христианства появляется и новая система художественных координат – строительство храма, его роспись, слово и пение в храме и вовлечение в этот процесс народа. Неотъемлемыми элементами бытия прихожанина были живопись, архитектура и музыка. Основные обряды происходили в Софийском соборе. Постепенно появляется знаменный распев. По праздникам исполнялись гимнические песнопения. Музыкальная основа – «осьмогласие».

Крупным центром древнерусской культуры в период феодальной раздробленности был Новгород . Благодаря героическому отпору, который встретили здесь монгольские орды, Новгород не пострадал в такой степени, как другие русские города. Новгород оказался хранителем древнерусских культурных традиций. Примерно с 1478 г. Новгород становится аристократической боярской республикой. Искусство Новгорода отмечено чертами яркого своеобразия. Основы художественного быта – те же, что и в Киеве. Ареалы:

1) Фольклорный пласт . Реалистически точную картину новгородского быта дают былины. В них воспеваются события внутренней жизни большого шумного города. Популярнейший герой – Садко.

2) Церковное искусство . Существовала своя традиция распевов. Также именно в Новгороде возникает многоголосье (трёхголосье). Истоки его возникновения – подголосочная манера народного пения. Иван Шайдура вносит коррективы в записи напевов: при словах ставил киноварные пометы.

3) Искусство колокольного звона . Колокола входят в употребление в русских церквах с середины XI века. В Новгороде колокольные звоны были доведены до степени высокого и тонкого искусства.

В XIV в. начинается процесс объединения русских земель вокруг Москвы . В XV‑XVI вв. наблюдается подъём русского искусства, которому свойственны черты «возрожденчества» (усилившееся чувство личного, интерес к внутреннему душевному миру человека, стремление запечатлеть красоту окружающего мира в ярких красках).

Величайшим живописцем древней Руси был А. Рублёв , светлое, одухотворённое искусство которого проникнуто глубоким гуманизмом, душевной теплотой и мягкостью. Рублёв воплотил в своём творчестве новый нравственный идеал, отличный от суровой аскетической морали средневековья. С конца XV в. в Москве развёртывается широкая строительная деятельность. Возводятся каменные стены Кремля, Грановитая палата, Успенский, Благовещенский, Архангельский, Покровский соборы.

Создаётся большой летописный свод с 16 000 рисунков – «Лицевой свод», в котором был пересмотрен, дополнен и отредактирован весь материал предшествующих русских летописей. В1551 г. был утверждён обширный кодекс церковных и светских правил – «Стоглав». Дополнением к «Стоглаву» служил «Домострой», устанавливающий нормы поведения в области частной семейной жизни.

Музыкальное искусство:

1) Народный быт . Во всех слоях общества культивировалось светское музицирование, опирающееся на народные традиции. Характерное явление – скоморохи, которые не только развлекали царя, но и прославляли его мудрость, отвагу и могущество.

2) Светское искусство . Расширение связей Русского государства с западными странами способствовало проникновению на Русь новых европейских форм музицирования. В1586 г. королевой Англии были присланы клавикорд и орган.

3) Церковное искусство . Окончательно складываются формы знаменного пения, обогащается круг его напевов, предпринимаются первые попытки теоретического осмысления его закономерностей. Так в XV в. появляются руководства к чтению знаменных рукописей. В конце XV – начале XVI вв. был учреждён придворный хор «государевых певчих дьяков» . XVI в. был также временем интенсивной творческой деятельности. В церковнопевческих книгах впервые начинают упоминаться авторы отдельных песнопений: Савва и Василий Роговы, Фёдор Крестьянин, Иван Нос, Стефан Голыш, Маркел Безбородый и др. В это время появляется понятие «распевания» богослужебных текстов – сочинения для них новых мелодий на основе принятых в знаменном пении попевок и типов мелодического движения.

XVII в . ознаменовал конец русского средневековья и начало новой эпохи . В данный период происходили существенные изменения во всех сторонах русской жизни. Под влиянием жизненных сдвигов и потрясений расшатывались устои средневекового религиозного мировоззрения. Возрастало число грамотных людей, расширялся круг их интеллектуальных интересов. Одним из важных факторов развития русской культуры в данный период были усилившиеся связи с Западной Европой: значительно увеличилось число иностранцев, живущих в России, с другой стороны – учащаются поездки русских людей за границу.

Характерной чертой XVII в. было обилие дискуссий и споров по разным вопросам идеологии. Предметом ожесточённой полемики становятся некоторые стороны богослужебного «чина». В итоге в среде русского духовенства образовалось два враждебных лагеря: традиционалисты и раскольники.

В искусстве XVII в наблюдается рост реалистических элементов . В литературе возникают новые светские жанры, в которых религиозно-нравоучительное начало не играет главенствующей роли – историческая, бытовая, сатирическая повесть, поэтические вирши. Важным источником обновления служило народное творчество – фольклорные элементы сознательно использовались как средство живой и яркой образной характеристики.

Музыкальное искусство развивалось в следующих направлениях:

1) Церковное искусство . Одной из главных задач в области церковного пения было приведение напевов и текстов в соответствие с существующим произношением. С середины XVII в. в богослужебное пение начал проникать новый стиль хорового многоголосия . Большую роль в развитии партесного пения сыграл Н. Дилецкий . Его «Мусикийская грамматика» являлась основным учебным пособием для изучения композиционных основ партесного пения. Наивысшего развития стиль партесного многоголосия достиг в партесных концертах .

2) Бытовая традиция . Во второй половине XVII в. возникает жанр бытовой многоголосной песни – кант . Содержание кантов ограничивалось религиозной тематикой. Ряд кантов был сложен на тексты библейской «Песни песней». Особое место в данной области занимает «Рифмотворная псалтырь» С. Полоцкого и В. Титова.

3) Светское музицирование . XVII в. – время проникновения в Россию новых европейских форм инструментального музицирования. С одной стороны, в1648 г. был предпринят решительный поход церкви против скоморохов. С другой стороны, среди просвещённой верхушки русского боярства распространяется вкус к утончённым «заморским» развлечениям. В домах аристократов заводятся клавесины и клавикорды, некоторые из них имели свои личные инструментальные капеллы.

4) Театр . Знаменательным событием русской культурной жизни было создание первого придворного театра. Существенным компонентом спектаклей была музыка. Постановки сопровождались ансамблем струнных, духовых и ударных инструментов, играл орган, а также участвовал хор.

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте музыкальную культуру Киевской Руси.
  2. Охарактеризуйте музыкальную культуру Новгорода.
  3. В чём состояло новаторство в области музыкального искусства в период образования централизованного государства?
  4. Расскажите о новых музыкальных течениях XVII в.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Музыка восточного славянства.
  2. Сущность «интонационного кризиса» в музыкальном быту Киевской Руси Х в.
  3. Знаменное пение.
  4. Партесное пение.
  5. Былина как характерный жанр устного народного творчества.
  6. Искусство колокольного звона.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: