Калиничева Г.И. Экономическая история

2. Особенности древневосточного рабовладения

2.2. Экономика Древнего Вавилона

Двуречье (Месопотамия) также относилось к району восточного рабства. Наиболее развитыми государствами Двуречья в IV-III тысячелетиях до н. э. были Шумер, Ур и Ниппур. В конце III тысячелетия до н. э. в Месопотамии образовалось могущественное централизованное Вавилонское царство, которое достигло наибольшего расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.).

Вавилон был примитивным рабовладельческим государством древневосточного типа. Население жило оседло. Развивались ремесла, каменные орудия постепенно сменялись на медные и бронзовые. Ведущей отраслью народного хозяйства было земледелие, основанное на искусственном орошении. Техника земледелия в Вавилоне была примитивной, однако ирригационная система - совершенной. Принадлежала эта система государству, важнейшими функциями которого были ее содержание и ремонт, сооружение новых каналов и других построек. Земля принадлежала царю, т. е. государству. Значительная часть земли находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными крестьянами. Со временем общинные земли стали передаваться царем вельможам, чиновникам и военачальникам, возникало частное землевладение. В ходе захватнических войн земли присоединялись к царской собственности.

Крестьяне арендовали землю за плату в виде доли урожая (1/3 зерновых культур и 2/3 садовых). Наряду со свободным населением работали и рабы. Однако рабство в Вавилоне носило патриархальный характер.

Основной производственной единицей вавилонского общества была патриархальная семья, где власть отца над женами и детьми была неограниченной, вплоть до права продажи.

Источниками пополнения рабов были войны и долговая кабала, в которую попадали разорившиеся крестьяне и ремесленники.

В вавилонском обществе была создана сложная социальная структура. Многочисленные своды законов охраняли неприкосновенность всех видов земельной собственности.

Значительного развития в Вавилоне достигла торговля. В кодексе законов царя Хаммурапи в качестве предметов торговли перечисляются хлеб, шерсть, масло, финики, рабы, металлические изделия, ткани. Крупную внешнюю (оптовую) торговлю вели богатые купцы (дамкары), но в основном она была монополией государства.

В целом хозяйство Вавилона было глубоко натуральным. Его основа - мелкие, замкнутые сельские общины, ведущие примитивное натуральное хозяйство.

Древний Вавилон. Древний Восток - колыбель цивилизации. Там образовались первые государства, значительного уровня достигли хозяйственное развитие и культура. Многочисленные исторические памятники позволяют судить о зарождении и развитии экономических идей. Это история Древнего Вавилона, представлявшего собой древневосточное государство в междуречье Тигра и Евфрата.

О развитии экономической мысли здесь свидетельствуют законы царя Эшнунны XX в. до н.э в которых толковались хозяйственные вопросы. Наиболее значительным экономическим памятником Вавилонского царства является Кодекс царя Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э широко отражавший экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи позволяет утверждать, что в стране существовала частная собственность, об укреплении и защите которой заботилось государство.

Естественным и вечным считалось в Вавилонии деление на рабов и рабовладельцев. Покушение на частную собственность каралось смертной казнью или отдачей в рабство. Основу экономики составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позиции община, хотя процесс разложения уже коснулся ее. Законы Хаммурапи ограничивали произвол ростовщиков и долговое рабство. Кодекс свидетельствует и о том, что в стране развивались товарно-денежные отношения. Экономика этого периода характеризовалась следующими чертами 1.сочетание царско-храмовой земли с общинно-частным сектором 2.наличие централизованного бюрократического аппарата, эффективно действовавшего через многочисленный слой специалистов-профессионалов.

Царско-храмовая земля до 30-40 раздавалась царским людям первой и второй категорий. В первом случае земля выступала как жалованье в форме должностного надела, во втором - в форме неотчуждаемого надела, за пользование которым владелец выплачивал определенную часть урожая.

Существовали общинные земли, которые делились на наделы. Постепенно наряду с царско-храмовыми землями и неотчуждаемыми коллективными землями появляется частнособственнический сектор. В Вавилоне успешно развивалось сельское хозяйство, что объяснялось расширением и улучшением оросительной системы. Активно велась внутренняя и внешняя торговля. Ввозились лес, камень, металлы, а вывозились зерно, финики, шерсть, многочисленные ремесленные изделия. 2.3.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Возникновение и развитие экономической теории в странах Древнего Мира

Это сложная, многоотраслевая наука. В условиях классово-антагонистических обществ она отражала интересы.. Взгляды ученых-экономистов на предмет экономической науки менялись.Это обусловлено объективными..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Хозяйственная система стран Древнего Востока
Хозяйственная система стран Древнего Востока. Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств. Во-первых, на Востоке рабы никогда не были главной

Древний Египет
Древний Египет. Главным занятием населения в Древнем Египте было земледелие. Ирригационная система делила все поля на верхние и нижние. Нижние поля затоплялись во время разливов Нила. Для ор

Древний Китай
Древний Китай. Весьма активно экономическая мысль развивалась в Древнем Китае. Целая эпоха в древнекитайской истории связана с деятельностью Конфуция 551-479 гг. до н.э Созданное им учение - конфуц

Древняя Индия
Древняя Индия. Древнейшими памятниками истории, отражавшими начальный период развития экономической мысли Индии, являются Веды - собрание молитв, гимнов, заклинаний и т.п. Они относятся к I тысячел

Экономическое развитие Древней Греции
Экономическое развитие Древней Греции. Древнегреческая цивилизация возникла на рубеже III - II тыс. до н. э. в южной части Балканского полуострова. В экономике Древней Греции выделяют следую

Экономическое развитие Древнего Рима
Экономическое развитие Древнего Рима. В экономике Древнего Рима выделяют три периода Ш Ранний Рим разложение родового строя VIII-IV вв. до н. э. Ш расцвет Римской империи VI-III вв. до н. э I II вв

История возникновения экономических знаний
История возникновения экономических знаний. Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль выделялась в виде отдельной формы мышления, и

Приложение Адам Смит - Биографические изыскания
Приложение Адам Смит - Биографические изыскания. Исторические условия формирования идей Смита. Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских уче


Список использованных источников. История экономического анализа Й. Шумпетер Истоки Вопр.народ.хоз-ва и экон.мысли. М. Экономика, 1989. Вып.1. 1990. Вып.2. главы из книги. 2 Основания полит

Кодекс царя Хаммурапи является значительным историческим памятником Древнего Вавилона, отражает основы общества, социальное положение жителей государства, его экономическое развитие. Свод законов Хаммурапи свидетельствует о том, что основу экономики Старовавилонского царства составляло натуральное хозяйство. В законах также отражено развитие товарно-денежных отношений, ростовщичества. Всего экономическим отношениям отведено около 50 статей.

Главным занятием жителей Вавилона являлось земледелие с искусственной системой орошения. Орудия труда были достаточно примитивными: мотыга, серпы приспособления для боронования. В Древнем Вавилоне применялись орудия труда из бронзы, известны случаи применения железных изделий. Систематическое использование металла способствовало росту производительности труда в земледелии. Именно во времена Старо-Вавилонского царства стал широко применяться плуг усложненной конструкции, который был оснащен специальной воронкой, куда засыпалось зерно, и трубкой, через которую семена попадали в борозду. Однако, по некоторым сведениям, такой плуг изобрели еще при III династии Ура. При вспашке использовалась тягловая сила быков. До­­машние животные – ослы, ишаки, мулы, начинает появляться лошадь.

Высокая урожайность земледелия достигалась не только исключительным плодородием почвы, но и развитой ирригационной системой. Короткий зимний период дождей с небольшим количеством осадков, высокая температура воздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода разлива рек со временем посадки определили важное значение искусственного орошения. Главные каналы брали свое начало у рек Тигра и Евфрата, дальше от них ответвлялись все более и более мелкие, пока влага не попадала непосредственно на поля. Необходимый уровень воды в системе поддерживался за счет плотин. Воду в высокие районы, куда она не достигала во время подъема рек, поднимали при помощи специальных водоподъемных сооружений, которые оставались несложными в техническом отношении и требовали значительных затрат физического труда человека. центральная власть заботилась не только о расширении ороcительной сети, но и о содержании ее в порядке. Царь чаcто давал распоряжения о расчистке каналов и о различных работах, связанных с ирригацией. Если в царcкий дворец поступали сведения, что в какой-либо местности не хватает воды для орошения, то из дворца посылалось распоряжение о принятии мер для обеспечения населения водой. Еcли не хватало воды для орошения полей, арендованных у дворца, то местные чиновники должны были принять меры к орошению этих полей или же заменить неорошаемое поле орошаемым. Больше того, меcтные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение арендованных у царя земель: в случае неурожая из-за плохого орошения недоимка арендной платы начиcлялась на местного чиновника. Если прорывалась плотина, чиновники должны были найти рабочую cилу, необходимую для исправления повреждений. Если наводнение не достигало высоких полей, то по приказу царя устанавливались водоподъемники. В судебнике Хаммурапи cохранились оcобые статьи, уcтанавливающие ответственность общинников за сохранение в порядке данного участка ирригации. Если по чьей-либо вине проиcходил прорыв в плотине и был затоплен соседний участок, виновный должен был возместить стоимость погибшего xлеба. Если он этого сделать не мог, то его cамого и его имущество следовало продать, обратив вырученные деньги на возмещение убытков, понеcенных владельцами соседних полей.

Во II тысячелетии до н.э. на полях Вавилонии возделывали не только зерновые культуры. Во времена Хаммурапи активно развивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные территории засаживались финиковой пальмой. Государство, защищавшее интересы земельных собственников, заботилось также и о владельцах садовых участков. По 59-й ст. законов Хаммурапи за самовольную порубку дерева в чужом саду следовало уплатить высокий штраф - полмины серебра. Законодатель, cтоящий на страже имущественных интересов богачей, устанавливал высокую плату за аренду сада в размере 2/3 садового дохода. Если cадовый доход уменьшался, арендатор был обязан уплатить аренду соответственно с доходом соcеднего участка.

Наличие богатых пастбищ, под которые иcпользовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. За кражу скота, порчу орудий труда существовали различные штрафы и наказания, записанные в кодексе Хаммурапи. Штраф за кражу оросительного орудия: «§259. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли (общины, то) он должен отдать хозяину оросительного орудия 5 сиклей серебра». Также обозначены расценки найма скота, услуг: «§271. Если человек наймет быков, повозку и его погонщика, (то) он должен давать 180 ка хлеба в день».

Вавилон располагался на скрещении речных и караванных торговых путей, что способствовало развитию торговли. Особенное значение получила внешняя торговля. Государственная власть активно пыталась сосредоточить в своих руках большое количество обрабатываемых земель и постоянно вмешивалась в хозяйственную жизнь страны, пыталась централизовать в своих руках внешнюю торговлю. Эту торговлю вели тамкары, торговавшие либо по поручению царского дворца, либо на свой собственный страх и риск. Особые государственные чиновники, называвшиеся «вакиль тамкары», руководили этой торговой деятельностью. Из Вавилонии, как из аграрной страны, вывозили главным образом сельскохозяйственные продукты: пшеницу, ячмень, растительное масло, финики и шерсть. Кроме того, из Сиппара, центра шерстоткацкого производства, вывозили, в частности, в Элам шерстяные ткани. А из Элама в Вавилонию привозили металлическую руду (медь и серебро), из Ассирии - свинец и другие металлы, из соседней горной страны Гутиума - рабов. Наряду с внешней и крупной оптовой торговлей существовала и внутренняя, особенно розничная торговля. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или у храмов ссуды или товары, самостоятельно вели свои торговые операции, перевозя товары по рекам и каналам из одного города в другой - из Ларсы в Ниппур, из Вавилона в Сиппар и т. д. Законодатель, защищавший интересы собственников-богачей, принимал меры к тому, чтобы обеспечить крупному оптовому торговцу высокую, установленную законом прибыль. По законам Хаммурапи взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от необходимости ее возвращения, были военные действия.

Торговые сделки совершались на особых рынках, где, судя по документам, устанавливались цены на различные товары. Эти цены колебались в завиcимости от хозяйственных условий и времени года. В царствование Хаммурапи продукты сельского хозяйства стоили значительно больше, чем в Уруке при Сингашиде. Так, например, шерсть была вдвое дороже, растительное масло - в три раза, а зерно - вдвое дороже. Подорожание продуктов при Хаммурапи, возможно, объясняется длительными войнами, которые в то время вел Вавилон и которые должны были отразиться на хозяйственной жизни страны, отрывая свободных земледельцев от их обычных сельскохозяйственных работ.

Расширение и усиление Вавилонского царства привели к дальнейшему развитию внешней торговли. Вавилонские купцы отправлялись в cоседние страны, чтобы там покупать или продавать различные товары, в частности рабов. Стоимоcть некоторых товаров устанавливалась по курсу цен, который в то время стоял на одном из иностранных рынков, например в Туплиаше. При I вавилонской династии Вавилон превращается в крупный торговый центр не только Месопотамии, но и ряда соседних стран. Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро: зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наем скота и повозок, а также жалованье чиновникам и судьям. Государство, владевшее большими землями, накапливавшее множество различных продуктов в своих складах, было заинтересовано производить все расчеты натурой. С другой стороны, сельские общины все еще продолжали жить в условиях примитивного и замкнутого натурального хозяйства.

Большую роль в вавилонском хозяйстве играли глина и тростник, а также шерсть, кожи, лен, пальмовое волокно и другие виды сельскохозяйственного сырья, которыми изобиловала страна. Эти богатства в сочетании с очень ранним развитием внешней торговли и явились той основой, на которой выросла промышленная и торговая слава Вавилона, достигшая зенита в эпоху столпотворения.

Дерево, как и камень, было дорогим и редким. Местные породы дерева - древесина финиковых пальм, тамарисков, сикомор, ивы и др. - шли на мелкие бытовые поделки, но мало годились для изготовления более ценных вещей. Для последних использовали привозную древесину кедра, кипариса, дуба, бука и т. д. Вавилонские мебельщики завоевали своим мастерством заслуженную славу у соседних народов. Они изготовляли и легкую плетеную утварь из ивовых прутьев и тростника, дорогую полированную, мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней.

Глина во многих случаях заменяла недостающие камень, дерево и металлы. Глиняные изделия сопровождали вавилонянина от рождения до смерти. Сами люди, по поверьям вавилонян, были созданы из глины. Мастерство шумеро-вавилонских гончаров оставалось непревзойденным на протяжении всей древней истории Ближнего Востока. Его образцам следовали и подражали все соседние народы. Помимо посуды, вавилонские гончары делали из глины бочки-пифосы, ящики, жаровни, гробы, веретена, светильники, разнообразные статуэтки культового и бытового назначения, серпы и т. д. Из глины и глиняных кирпичей возводились все постройки, начиная с хижин бедняков и кончая царскими дворцами.

Тростник, прутья и пальмовое волокно служили материалом для самых разнообразных плетеных изделий - циновок, ковров, корзин, сумок, сосудов и т. п. Эти вещи широко использовались вавилонянами в быту.

Широкое развитие получила обработка кожи, чему способствовало обилие скота в стране. Из кожи изготовляли обувь, предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы), конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи), мехи для хранения жидкостей и многое другое. Специфически ассиро-вавилонским изделием были кожаные бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых вплавь переправлялись через реки. Такой бурдюк входил в состав солдатской амуниции.

В Старовавилонском царстве были широко распространены пивоварение, масло- и виноделие, хлебопечение, кондитерское дело, приготовление муки, крупы, косметики, парфюмерии и т. д. Все эти товары пользовались большой популярностью у соседних народов.

Особую славу Вавилону создало его текстильное производство. Основным сырьем для него издревле служила шерсть - овечья и в меньшей степени козья. Шерсть и лен давало сельское хозяйство страны. Основными производителями их были храмы, располагавшие обширными пастбищами и землями. Частные лица получали шерсть и лен либо от храмов в виде «кормления» и «содержания», либо покупали на рынке, так как не имели возможности держать овец и сеять лен в своих небольших имениях. Овцеводство в VII - VI вв. в Вавилонии достигло невиданных ранее размеров. В эту эпоху были изобретены и вошли во всеобщее употребление железные ножницы для стрижки овец.

Сведений о конструкции ткацких станов у вавилонян не сохранилось. Но вавилонские ткани по качеству не уступали египетским, которые изготовлялись на горизонтальных и вертикальных станах. Как и у других древних народов, вавилонские ткачи ткали сразу готовые изделия - одежды, покрывала, ковры, скатерти и др. Но в VII-VI вв. покрой одежды настолько усложнился, что появилась профессия портного. Вытканные изделия вышивались, подвергались окончательной отделке валяльщиками и прачечниками, которые вытаптывали их ногами в ямах или чанах с моющим раствором из масла с добавкой поташа, соды, квасцов и мочи, выколачивали вальками, полоскали, сушили и белили на солнце, наводили ворс щетками из чертополоха.

Вавилонским кузнецам не приходилось плавить металл из руды, но они постоянно имели дело с его переплавкой, изготовлением и очисткой сплавов, очень точно определяли состав сплавов золота и серебра, умели очищать эти металлы от примесей. Вавилонские мастера обрабатывали металл ковкой, литьем, прокаткой, чеканкой, гравированием.

Ремесленный труд, в отличие от земледельческого, не пользовался уважением. Отрицательное отношение к ремеслу и ремесленникам, присущее древнему миру в целом, носило традиционный характер, связанный с классовой структурой вавилонского общества и представлениями о гражданской чести.

Экономика Вавилонского государства времен Хаммурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.

Основной отраслью производства в Вавилонии было сельское хозяйство. Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных культур. Значительная часть обработанной земли принадлежала храмам, членам царской семьи, крупным торговцам, чиновникам царской и храмовой администрации. Мелкие землевладельцы обычно владели небольшими участками земли от 1/3 до небольших гектаров. Земледелие базировалось на искусственном орошении.

Основой сельского хозяйства был труд свободных земледельцев и арендаторов, в ремесле также доминировал труд свободных ремесленников, занятие которых обычно наследовалось в семье.

Основным продуктом питания горожан, как и сельских жителей, был хлеб. Поля, по выражению, употребленному в одном из писем того времени, были «душой страны». От их урожайности зависело снабжение городов зерном, и, в конечном счете - благосостояние всех граждан. Жизнь городов во многом была подчинена ритму сельскохозяйственных работ.

Сельское хозяйство было основой жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что в Законах Хаммурапи уделяют ему очень большое внимание.

Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь. Неоднократно в Законах Хаммурапи упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимались пастухи. Часто скот отдавался в наем для тяжелой работы на поле, гумне, перевозки тяжестей.

Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если не

вспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные «лесные участки» находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов - источника очень ценных строительных материалов.

Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосударственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и свободных общинников.

Министерство Высшего Образования Российской Федерации

Южноуральский Государственный Университет

Кафедра: Экономической теории и мировой экономики.

Курсовая работа

По предмету: История экономических учений

На тему: Экономическая мысль древневосточных

Челябинск 1999 г.

План работы.

Введение.

Основная

часть.......................................……..............................

Египет......................................................................

Вавилон.....................................................................

Китай.......................................................................

Индия.......................................................................

Израиль.....................................................................

Вывод...................................................................……….

литературы........................................................….........

Введение.

В условиях осуществляемых в России социально-экономических реформ

изучение истории экономических учений в процессе подготовки специалистов

экономического профиля и формирования у них общечеловеческой и

профессиональной культуры приобретает важное значение.

Знания, которые получает человек, изучая этот предмет, помогают ему

осмыслить закономерности, которым подчиняется экономическая теория,

позволяют свободно ориентироваться в ее проблемах.

Любую науку начинают изучать с момента ее возникновения, с ее истоков.

Экономическая мысль возникает одновременно с появлением первобытных

поселений, но в то время она носит довольно примитивный характер,

заключающийся в вопросе: "Как выжить одному человеку или его семье?" Форму

учения, законов она приобретает одновременно со становлением человеческого

общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были

отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем изучать

экономическую мысль древности только после возникновения первых

цивилизаций.

В своей работе я хочу рассмотреть памятники экономической мысли,

оставленные нам философами и правителями Древнего Востока. Но экономическая

мысль того времени была не отделима от политико-правовой, религиозной

идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически

невозможно.

Для данного исследования, вероятнее всего, подойдут методы описания и

анализа, так как они позволяют наиболее полно показать особенности

древневосточных обществ и, как следствие, причины возникновения тех или

иных памятников экономической мысли.

Основная часть.

Перед философами Древнего Востока возникала проблема, актуальность и

важность которой сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. Это

проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства

общества. В каждой из стран Востока находился свой путь решения данной

проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и устоев. Но несмотря на

эти различия, можно выделить три особенности развития рабовладельческого

общества Древнего Востока:

1-ая особенность заключается в длительном сохранении пережитков

первобытно-общинного строя, главным из которых была система замкнутых

сельских общин, экономически изолированных друг от друга. Основой этой

замкнутости служило натуральное хозяйство: в каждой общине имелись и

земледельцы и ремесленники, свое управление. Живучесть общины (в Индии она

сохранилась до конца XVIII века) определялась низким уровнем

производительных сил.

2-ая особенность древневосточных обществ заключается в слабом развитии

частной собственности. Община являлась первоначальным собственником земли и

рабов. Часть земли была роздана в индивидуальное пользование общинникам,

которые платили за это натуральный налог (1\8-1\7 урожая) и обрабатывали

общинные поля. Общине принадлежал рабочий скот и инвентарь, а так же рабы,

занятые на строительстве плотин и каналов. С образованием государства

власть в лице царя стала верховным собственником всех рабов и земли.

Позднее возникла частная собственность, сначала на рабов, потом на землю.

3-я особенность состояла в том, что рабский труд не стал основой

хозяйственной жизни. Свободные общинники, земледельцы и ремесленники были

основными производителями. Рабский труд находил применение главным образом

в государственном хозяйстве - на строительных работах, сооружении каналов,

плотин, храмов, дворцов.

Остановимся на наиболее популярных источниках-памятниках экономической

мысли цивилизации Древнего Востока.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.

На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними

памятниками экономической мысли. Один из них датируется XXII столетием до

нашей эры и им является некое послание, получившее название "Поучение

гераклеопольского царя своему сыну. В этом "Поучении" приводятся "правила"

государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми

для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Особое

внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления,

стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенности

классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать

людей в госаппарат "по их делам".

Другой памятник датирован началом XVIII века до н.э. и называется

"Речение Ипусера", а главная его идея-недопущение бесконтрольного роста

ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения

"простолюдинов" и начала в стране гражданской войны.

Хочется отметить особенность экономики Египта. Она заключалась в

отсутствии денег как таковых. Египтяне торговали на рынках, выплачивали

жалование, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами,

которые переходят из рук в руки. В то же время был установлен эталон

относительной стоимости товаров. Во времена Нового царства таким эталоном

стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Он

получил на столько широкое распространение, что спираль стала

иероглифическим знаком. На одном из изображений в храме Тота служитель

нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена

именно таким способом.

Другой единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало

"кольцо", но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а иего вес

или стоимость.

ВАВИЛОНИЯ.

Для этого древневосточного государства Месопотамии, расположенного в

междуречье Тигра и Евфрата, характерно быстрое развитие частной

собственности и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии

свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию

долгового рабства и кабальничества. В 1901 году французскими археологами

был обнаружен кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.).Эти

законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой

стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шама – шем -

покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе

стороны столба (247 законов).

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное

введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для

того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление

благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства.

После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются

обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было

положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое

законодательство.

В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-

хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления

государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в

казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за

собой самую суровую экономическую, административную и уголовную

ответственность, вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры

законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

Посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается

обращением в рабство либо смертной казнью;

За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане

более не лишаются своих земельных налогов;

Срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а

сам долг отменяется по отбытии срока наказания;

Предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной-33% от ее

первоначальной суммы.

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного

развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности:

были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым

хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена

Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение

царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование

Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю,

чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети

каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные

землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами

обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к

сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли

продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо

ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов

(имущество илку), о чем говорилось выше.

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли,

игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата

за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на

условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать

в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше

дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один

или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная

земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и

арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не

обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из

объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах

имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов.

Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в

случае порчи или гибели нанятого имущества.

Широко был распространен договор личного найма. Кроме

сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей.

Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за

результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа.

Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является

стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое

рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки

долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с

денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае

смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и

недвижимое имущество, большое.развитие получил договор купли-продажи.

Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота)

осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях.

Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из

оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме

названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения(поклажи),

товарищества, мены, поручения,

Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить

размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других

восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального

характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный

строй государства господствующей силой в котором должны были являться

мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти

законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при

помощи правовых норм.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как

правило, с именем Конфуция (Кун Фуцзы 551-479 до н.э.) и его сборником

"Лунь юй" (Беседы и суждения), а так же с идеями популярного в IV-III вв.

до н.э. коллективного трактата "Гуань-цзы"

Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления

государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь

("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье.

Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе

соблюдения ли("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности

и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей,

преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь

жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"),

т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь

(дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это

противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства

первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, -

яркое выражение социальной направленности, классового характера

конфуцианства Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так

называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти

правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную.

Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и

выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством

священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит

исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об

"исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои

места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено

словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным,

отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять

народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели,

примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не

обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты

государством экономического благополучия родовой знати и всех “ вышестоящих

”, Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь

“отцом народа” и гарантом “правильного действия”, способен реально повлиять

на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот

философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по

сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека

стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил

уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его

мнению, тогда “ у народа будет достаток “, когда хозяйствование будет

умелым, а труд, приумножающий богатство народа и госудоря, станет одинаково

выгодным как в условиях “великой общности” (коллективной собственности

крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и

задачу “сделать государство богатым и народ довольным” и так же, как он,

ратовали за незыблемость сословного деления общества, полагая, что без

Богом избранных знатных и высших сословий страна не имела бы доходов и что

не может быть, чтобы “все были знатны”, так как “некому было бы трудиться”.

В числе мер по стабилизации натурально – хозяиственных отношений наиболее

важными они считали регулирование государством цен на хлеб (“дабы в

селениях царило спокойствие”), создание государственных запасов хлеба,

введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и

соль косвенными – перекладывая эти налоги на производимые с их

использованием товары и др..Небезынтересно отметить и то обстоятельство,

что основными состовляющими понятия богатства в трактате названы наряду с

золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на

рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота, как товара, и меры

исчисления ресурсов государства объяснялась прежде всего его природным

предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену,

в результате которого выгоды у одних бывают больше, чем у других.

В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент –

легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая

(усиление роли государства и формированием бюрократической системы

управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он

отводил огромную роль сельскому хозяйству, т. к. считал, что государство

добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Так же

он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего

предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему

круговой поруки.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм,

регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь

индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру

являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили

яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их

повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах.

Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману

(они носят имя мифического бога Ману). Законы Ману состоят из 2685 статей,

написанных в форме двустиший (шлок). Особенностью Законов Ману является

религиозная окраска всех его положений. В период создания Законов Ману в

Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и

охране частной собственности уделяется значительное внимание.

Законы указывают семь возможных способов возникновения права

собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка,

завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.

В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права

собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что

только при законном подтверждении человек из владельца превращался в

собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать

добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она

возвращалась прежнему собственнику.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный

фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли)

накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых

обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его

отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог

заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо

более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно.

Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После

уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти

должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор

приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в

общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники,

лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в

Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в

присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать

собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету

договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по

весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было

расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора

для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей

людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.

Помимо законов Ману на протяжении IV-III вв. до н. э. Свидетельством

древнеиндийской экономической мысли является трактат под названием

«Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах

I в конце IV в. до н. э.), возвещавший своему народу положения о трудовом

происхождении богатства и необходимости регулирования процессов

распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно

государство, на его взгляд, обеспечивает охрану сооружений, льготное

землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие

промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д.. Согласно трактату,

«накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества

на рабов и свободных граждан. И каждый, кто не возвращает причитающиеся за

пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия

на время или навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственный

механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации в

цене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранее

устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10 % соответственно от цены товара

местного и иностранного происхождения.

ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ

уделено много места хозяйственной деятельности человека и экономическим

отношениям.

Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Все

области человеческой деятельности и все действия человека, даже самые

далекие от чисто духовных вопросов, соотносятся с нормами и правилами,

которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, которую

мы называем областью хозяйственной деятельности и экономических отношений.

Два начала лежат в основе Моисеева закона - .справедливость и

праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу. Справедливость в

данном случае означает признание шести основных прав человека: на жизнь

собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает

выполнение человеком своих обязанностей. По отношению к ближнему это прежде

всего помощь бедным и больным. Запрещалось использовать нужду ближнего для

собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с процентами.

Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и

обвешивать. Все эти заповеди вытекали из общей: «Люби ближнего своего, как

самого себя.» (Левит 19: 18). Это правило относилось не только к

свободным, но и к рабам. Нельзя было возвращать на прежнее место беглого

раба. Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и

домашних животных. Эти законы имели чрезвычайно важное значение. Можно

сказать, что они препятствовали формированию класса потомственных

пролетариев и наследственных рабов, предотвращали накопление массового

недовольства и появление революционных ситуаций

Особые правила для судей предписывали судить только по справедливости,

не благоволить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты. Перед

законом были равны и свободный, и раб.

Если при соблюдении всех таких заповедей человек становился богатым,

это и было воздаянием за богобоязненность. .Богатство было знаком божьего

благословения.

Отличие законов Моисея от закона Хаммурапи – акцент на права человека,

а не на охрану собственности, а трудовая деятельность считалась занятием

низким, уделом рабов.

Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что в

отличии от государств Древней Греции, экономика цивилизаций Древнего

Востока не опиралась на труд рабов. Основой хозяйства были свободные

ремесленники и мелкие землевладельцы, которых государство поддерживало. Об

других трудах древних философов.

Экономическая мысль носит характер закона, насаждаемый отдельным

правителем в своем государстве. То есть не индийская, ни китайская, ни

арабо – мусульманская цивилизации (хотя каждая из них создала богатейшую

культуру) не породили экономической науки. Мысль экономическая была везде,

но в упомянутых культурах она была и оставалась элементом мысли религиозно

– этической.

Список литературы.

1. «Экономическая история« Москва, изд. «Экономика» 1967 год.

2. «История экономических учений» Я.С. Ядгаров Москва, изд.

«Инфра-М» 1998 год

3. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров.»

Е.М. Майбурд Москва, изд. «Дело», «Вита-Пресс» 1996 год

-----------------------

Студента группы 131-ЭиУ

Каменевой И. Н.

Преподаватель: Яникова Т.Д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: