Зигзаг.docx - приём технологии критического мышления на уроках истории, обществознания. Взаимообучение: прием «Зигзаг» и мозаика «Джигсоу Стратегия зигзаг технология критического мышления

С самого раннего детства ребенок активно стремится познать мир, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы. Проявляет интерес к окружающему миру, пытается исследовать предметы всеми доступными способами: потрогать, попробовать на вкус. По своей природе ребенок любознательный, жадно поглощающий информацию окружающего мира. И что мы наблюдаем к концу начальной школы? Очень низкий интерес к книгам, желание все свое время проводить в компьютере, пассивное нахождение на уроке. Необходимо понять, как и куда пропадает большое желание в познании мира. Это один из многочисленных вопросов, который привел к переосмыслению методов и форм работы в школьном образовании.

Один из способов решения этой проблемы вижу в необходимости обеспечить максимальную активность самого обучающегося в процессе овладения ключевыми компетенциями, которые формируются в опыте собственной деятельности. Вследствие этого все больше возрастает необходимость использовать интерактивные методы работы, которые ориентированы на взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности младших школьников в процессе обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером или книгой). В ходе диалогового обучения ученики учатся самостоятельно мыслить, решать проблемные ситуации, слушать и уважительно относиться к чужому мнению, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с журналами и различными источниками информации, используются творческие работы, дискуссия, дидактические и ролевые игры, беседы, круглый стол и др.

Одной из значимых образовательных технологий является технология развития критического мышления, ее применение позволяет сделать урок увлекательным и интересным. В начальной школе учащиеся под руководством учителя только начинают знакомиться с приемами и стратегиями технологии развития критического мышления. Во втором классе можно познакомить детей со стратегией «Зигзаг», разработанной Р. Славиным.

Общая схема реализации стратегии «Зигзаг» заключается в определении темы занятия, далее на 1 этапе учащиеся делятся на малые группы по 4–6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача создания определенной работы или текста. Условно эти группы называются рабочими. В рабочих группах составляют план или алгоритм выполнения работы, определяют ключевые моменты и идеи. На 2 этапе учащиеся пересаживаются в новые группы, которые называют экспертными. Это делается обычно путем простого расчета на первый-пятый. Каждая экспертная группа получает свое задание, которое они совместно выполняют (обсуждение по заданному вопросу), создают общий проект. После представления проектов коллективу учащиеся возвращаются в свои рабочие группы, как на 1 этапе. Поскольку в каждой такой группе есть специалист по каждому аспекту изучаемой темы, то для каждого эксперта возникает необходимость в некотором обучении других членов рабочей группы. Он должен разъяснить своим товарищам суть изученного им в экспертной группе вопроса так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста и затем смогли их учесть при составлении общего текста или решение общей задачи.


После этого урока ребята и сейчас приносят в школу детские журналы, на переменах читают комиксы, разгадывают кроссворды. Моя педагогическая цель достигнута: познакомить учеников с другими способами свободного времяпрепровождения.

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Невидимые нити», организованный по стратегии «Зигзаг», показал хороший уровень работы в команде.Трудности возникают у ребят, которые боятся выступать публично. Таким ученикам сложно рассказать или пересказать информацию, полученную в группе на втором этапе, они нуждаются в помощи и поддержке учителя. На первом этапе мои воспитанники определили типы взаимосвязей в природе. Пересев в экспертные группы ученики изучали рассказы о природе известных авторов и учебник. Цель изучения литературных произведений о природе – найти примеры взаимосвязи живой и неживой природы, связи между живой природой и т.д. Первая группа искала примеры в произведении М. Пришвина «Золотой луг», вторая – в произведении М. Пришвина «Лесной доктор», третья группа ребят читали рассказ В. Бианки «Глаза и уши», четвертая группа искала примеры в рассказе М. Пришвина «Беличья память», и в последней пятой группе ребята изучали текст в учебнике. На третьем этапе учащиеся пересели вновь в экспертные группы и каждый рассказал о своем рассказе, о примерах, найденных в нем. На этом уроке также применен подход интегрированного обучения. Ученики увидели очень тесную связь предметов окружающего мира и литературы, что было отмечено ими в анализе урока.

Успешное развитие активной и самостоятельности личности, способной к сотрудничеству, к созидательной деятельности в обществе зависит от первого опыта ученика. И потому уроки начальной школы не должны превращаться в процесс «дрессировки», они должны быть первым положительным опытом исследования, поиска информации, быть первым опытом применения своих сил и внутреннего личного потенциала. Роль учителя – помочь раскрыться каждому ученику, стимулируя и мотивируя к активному познанию мира. Цель интерактивных уроков не «дать знания», а достичь понимания учениками в ходе совместной деятельности и осознанной самостоятельной активности в обучении.

Прием "Зигзаг" на уроке: советы и рекомендации учителю Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу приходит прием "Зигзаг". Во-первых, он позволяет детально и в короткий срок освоить довольно большой объем информации. Во-вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся. В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста, систематизировать информацию. В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща. В-пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных учащихся. В-шестых, прием "Зигзаг" позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ, такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы" и пр. Алгоритм работы с приемом "Зигзаг" на уроке Итак, условия заданы - требуется за урок освоить большой пласт материала. Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько - см. условия ниже). Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе. Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами. Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста - прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному - составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д. Следующий этап работы - групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой - те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста. Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить - либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание. После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица - это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту. Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу. На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация. "Зигзаг-2", или облегченный вариант Этот прием можно использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении художественного произведения. Так, прием "Зигзаг" можно использовать и в начальной школе, а его облегченный вариант и на уроках литературы. В этом случае текст изучается каждым учеником полностью. Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество вопросов. Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч. Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация наиболее объективна. Работа в рабочих группах проводится, как и в "Зигзаге-1", только презентуются уже ответы на вопросы по тексту. Итоговая работа - общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся. Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Прием "Зигзаг" только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, так как работа в группах активизирует элемент соревнования.

06.12.2013 21:29 Зайцева Кира Николаевна

РАЗРАБОТКА УРОКА В 9 КЛАССЕ

Технология развития критического мышления на уроках химии. Стратегия «Зигзаг»

1. Введение

2. Основные положения методики технологии

Развития критического мышления

3. Использования стратегии «Зигзаг»на уроках химии

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложение №1 - №2

Введение

Российская школа вступила в сложный этап качественной перестройки содержания образования. Перед каждым учителем поставлена задача - добиться коренного улучшения обучения и воспитания подрастающего поколения. В статье 66 закона об образовании говорится о том, что среднее общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Главное внимание надо уделить деятельностному обучению, развитию индивидуальных способностей учащихся. Очень важно научить школьников грамотно работать с информацией. Способствовать этому будут использование учителем различных педагогических технологий.

Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по химии, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно - ориентированным, помогает связи обучения с жизнью.

Цель работы:

Показать использование стратегии «Зигзаг» на уроках химии.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность технологии развития критического мышления

Показать структуру урока в рамках технологии развития критического мышления

Основные положения методики технологии

развития критического мышления

Технология развития критического мышления - разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление. Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным.

Технология развития критического мышления - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Особенности этой технологии заключаются в следующем:

Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

Объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

По мнению Г.К. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление — это:

Способность ставить новые, полные смысла вопросы;

Вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

Принимать независимые продуманные решения.

Дж. Барелл выделяет следующие характеристики критически мыслящего человека:

Проявляет настойчивость в решении проблем

Открыт для других идей

Слушает собеседника

Рассматривает проблему с разных точек зрения

Устанавливает множество связей между явлениями

Умеет строить различные выводы

Применяет свои навыки и знания в различных ситуациях

Активно воспринимает информацию

Любознателен

Что даёт ТРКМ ученику

Повышение эффективности восприятия информации

Повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения

Умение ответственно относиться к собственному образованию

Умение работать в сотрудничестве с другими

Повышение качества образования

Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни

Что даёт ТРКМ учителю

Умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества

Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения

Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность

Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Технология критического мышления по И.В. Муштавинской

Основы методики развития критического мышления включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания.

Первая стадия - вызова. На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.

Вторая стадия - осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.

Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались ежеурочно.

I этап - стадия вызова

Актуализация имеющихся знаний

Пробуждение интереса к получению новой информации

Постановка учеником собственных целей обучения-вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу

Активизация их

Деятельности

Мотивация к дальнейшей работе - «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу

Делает предположения

Систематизирует информацию до изучения нового материала

Задает вопросы, на которые хочет получить ответы. - рассказ-предположение по ключевым словам;

Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

Верные и неверные утверждения;

Перепутанные логические цепочки;

Мозговая атака;

Проблемные вопросы,

- «толстые» и «тонкие» вопросы

II этап - осмысление содержания

Получение новой информации

Корректировка учеником поставленных целей обучениянаправлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

Постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» читает, слушает текст, используя активные методы чтения

Делает пометки на полях

Ведет записи по мере осмысления новой информации методы активного чтения:

«инсерт», «фишбоун»

Ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

III этап - рефлексия

Размышление, рождение нового знания

Постановка учеником новых целей обучения- вернуть учащихся к первоначальным записям

Внести изменения

Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления -заполнение кластеров, таблиц

Установление причинно-следственных связей между блоками информации

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ответы на поставленные вопросы

Организация дискуссий

Исследования по отдельным вопросам темы

Синквейн

Все приёмы ТРКМ помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД).

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные учебные действия:

Поиск и выделение необходимой информации

Проявление познавательной инициативы

Знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта

Структурирование знаний

Постижение речевого высказывания в устной и письменной форме

Смысловое чтение

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические универсальные действия

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД

Контроль и коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

Оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в владение монологической и диалогической формами речи

Применение знаний в конкретной учебной ситуации

Личностные УУД

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Нравственно-этическая ориентация

Оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей

Умение формулировать собственную позицию

Стратегия «Зигзаг» на уроках химии

В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления:

«Зигзаг 1».

Одним из эффективных приёмов ТРКМ является стратегия «Зигзаг1».

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

Анализировать текст совместно с другими людьми;

Вести исследовательскую работу в группе;

Доступно передавать информацию другому человеку;

Самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Стратегия «Зигзаг 1» используется для изучения и систематизации большого по объему материала.

Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

1. Стадия вызова - осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.(на этой стадии могут быть применены приёмы «Кластер» или «Верю - не верю».

2. Стадия осмысления - класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания по пяти основным темам «Зигзага».

Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.

3 Стадия рефлексии

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. (приложение 1)

Заключение

Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Технология развития критического мышления позволяет реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов, которые могут быть применены в различных предметных областях.

Использование технологии развития критического мышления делает уроки разнообразнее, обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока. Школьники имеют возможность общаться через парную или групповую работу, проявлять своё творчество. Выполняя задания самоконтроля и самооценки, работая с инструктивными карточками, ученики развивают навыки самоорганизации и саморегуляции, навыки самоанализа, критического отношения к себе.

Список литературы

1. Боганикова Н.В., Муштавинская И.В.

Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПБ, 2001.

2. Гражданское образование.

Учебно - методическое пособие. СПБ, 2003.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.

Учим детей мыслить критически. СПБ, 2003.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998

5. Габриелян О.С.

Химия - 8 (9, 10,11). Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, 2013

6. Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии. Статья. Журнал «Химия в школе» № 6, 2011

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Тема Общая характеристика неметаллов.

Цель Знакомство с неметаллами ПСХЭ.

Задачи формирования универсальных учебных действий

Личностные

Оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения самостоятельности.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

Регулятивные

Определять цель выполнения задания

Корректировать деятельность: вносить изменения в работу с учетом возникших трудностей и ошибок

Познавательные

Работать с различными источниками информации

Отделять значимую информацию от второстепенной

Применять ПСХЭ для получения необходимой информации

Презентовать полученную информацию в устной и наглядной формах

Коммуникативные

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Характеризовать качества, признаки, свойства полезных ископаемых

Оборудование

Тексты для выполнения задания по конкретным вопросам (по количеству учащихся в группе 5 человек)

Карточки с вопросами

Листы презентаций для работы в экспертной группе

Фломастеры, маркеры, цветные карандаши для оформления презентации

Учебник Химия,9 класс, О.С.Габриелян, 2010 год

Образцы неметаллов

Форма работы

Индивидуально - групповая

Примечание. Продолжительность урока с применением стратегии «Зигзаг 1» может доходить до 60 минут, т. к. во время урока учащимся приходится неоднократно перемещаться по классу, организовывать рабочие места.

Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся

Учащиеся рассаживаются по группам в соответствии с выданным ему номером.

Стадия вызова

Прочитайте тему урока

Что такое неметаллы?

О чём пойдёт речь на уроке?

Использование «кластера» или «верю- не верю»

Общая характеристика неметаллов

Учащиеся выполняют работу ИНДИВИДУАЛЬНО.

Время работы 3-5 минут

Стадия осмысления. Работа в рабочих группах

При возникновении вопросов, ученик поднимает руку и молча ждёт помощи от учителя.

Время работы 5-7 минут

Работа в группе экспертов

Распределитесь по номерам вопросов и создайте новые группы.

Обсудите получившиеся работы и создайте общую презентацию. - Подумайте, кто в конце урока будет публично представлять вашу совместную работу.Учащиеся переходят из рабочих групп в экспертные.

На данном этапе происходит отбор материала, его структурирование и дополнение (групповая работа). Подготовка к трансляциитекста в рабочих группах. Готовят графическое изображение вопроса в любой форме (кластер, рисунок, схема и т.д.) Получившиеся работы вывешиваются на доску.

Время работы до 15 минут

Работа в рабочих группах (возврат)

Возвращайтесь в свою рабочую группу.

Познакомьте всех членов группы со своей работой.Трансляция в группе тем с 1-5 последовательно Остальные заполняют таблицу.

Время работы до 25 минут (3-5 минут на вопрос)

Презентация экспертов

Сейчас у вас будет возможность ещё раз прослушать все сообщения и внести, если потребуется, в свои работы коррективы,Слушание эксперта от каждой группы.

Время работы 5 минут

Рефлексия

Затем школьники отвечают на вопросы:

1. Что вам особенно понравилось на уроке?

2. В чем польза этого урока для вас?

3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

Карточка рефлексивного анализа

Класс _____________________

Фамилия, имя ____________________________________________

Свою работу на уроке _____________

Работу группы _______________

Форму организации урока _______________Работают самостоятельно

Время работы 5-7 минут.

Домашнее задание

Приложение 2 .

1.Общая характеристика элементов-неметаллов

Химических элементов-неметаллов всего 22, но два из них, кислород и кремний составляют 76 % от массы земной коры.

Неметаллы составляют 98,5 % от массы растений и 97,6 % от массы человека. Из углерода, водорода, кислорода, серы, фосфора и азота состоят все важнейшие органические вещества, они являются элементами жизни. Водород и гелий - основные элементы Вселенной из них состоят все космические объекты, включая наше Солнце. Без соединений неметаллов невозможно представить нашу жизнь, особенно если вспомнить, что жизненно важное химическое соединение - вода - состоит из водорода и кислорода.

Неметаллы - это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.

Неметалличность определяется способностью атомов принимать электроны. Чем меньше надо принять электронов до восьми и чем легче их удержать, тем ярче выражены неметаллические свойства атомов.

Положение элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Если в Периодической системе провести диагональ от бериллия к астату, то справа вверх по диагонали будут находиться элементы-неметаллы, а слева снизу - металлы, к ним же относятся элементы всех побочных подгрупп, лантаноиды и актиноиды. Элементы, расположенные вблизи диагонали, например, бериллий, алюминий, титан, германий, сурьма, обладают двойственным характером и относятся к амфотерным. Элементы-неметаллы: s-элемент - водород; р-элементы 3 группы - бор; 4 группы - углерод и кремний; 5 группы - азот, фосфор и мышьяк, 6 группы - кислород, сера, селен и теллур и все элементы 7 группы - фтор, хлор, бром, йод и астат. Элементы 8 группы - инертные газы, занимают особое положение, они имеют полностью завершенный внешний электронный слой и занимают промежуточное положение между металлами и неметаллами. Их иногда относят к неметаллам, но формально, по физическим признакам.

В периоде, у неметаллов: заряд ядра увеличивается; радиус атома уменьшается; число электронов на внешнем энергетическом уровне увеличивается; электроотрицательность увеличивается; окислительные свойства усиливаются; неметаллические свойства усиливаются.

В группе у неметаллов заряд ядра увеличивается; радиус атома увеличивается; число электронов на внешнем энергетическом уровне не изменяется; электроотрицательность уменьшается; окислительные свойства ослабевают; неметаллические свойства ослабевают. Все простые вещества-неметаллы образованы атомами, связанными между собой ковалентной неполярной связью.

Неметаллы образуют большое количество кислородных соединений - оксидов.

2. Особенности строения атомов неметаллов. Строение и свойства простых веществ.

Основные критерии неметаллов:

Небольшой атомный радиус (в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода).

Большее число электронов на внешнем уровне (4-8 е).

Элементы-неметаллы расположены только в главных подгруппах, значит, происходит заполнение электронами только внешнего

Энергетического уровня.

Для атомов-неметаллов характерны высокие значения ЭО.

Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов - тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства.

Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары.

Электроотрицательность - мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.

Существует два рада активности:

Ряд активности металлов.

Ряд активности неметаллов

Ряд активности металлов характеризует их восстановительные способности, т.е. меру их металличности. Ряд активности неметаллов характеризует их окислительные способности, т.е. меру их неметалличности.

Чем выше значение Э.О., тем:

Больше способность оттягивать электронную плотность атомов;

Больше неметаллические свойства атома;

Больше окислительные свойства.

Самый активный неметалл-фтор

Для неметаллов - простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь (в сравнении: металлы - простые вещества образованы за счет металлической связи!). В отличие от металлов простые вещества- неметаллы имеют большее многообразие свойств.

В чем же причина разнообразия физических свойств у неметаллов? Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: атомной и кристаллической.

Самые типичные неметаллы имеют молекулярное строение, а менее типичные - немолекулярное. Этим и объясняется отличие их свойств.

Простые вещества

С немолекулярным строениемС молекулярным строением

C, B, SiF2, O2, Cl2, Br2, N2, I2, S8

У этих неметаллов атомные кристаллические решетки, поэтому они обладают большой твердостью и очень высокими температурами плавления.У этих неметаллов в твердом состоянии молекулярные кристаллические решетки. При обычных условиях это газы, жидкости или твердые вещества с низкими температурами плавления.

3. Физические свойства неметаллов

Если большинство элементов-металлов не окрашены, исключение составляют только медь и золото, то практически все неметаллы имеют свой цвет: фтор - оранжево-желтый, хлор - зеленовато-желтый, бром - кирпично-красный, йод - фиолетовый, сера - желтая, фосфор может быть белым, красным и черным, а жидкий кислород - голубой.

Все неметаллы не проводят тепло и электрический ток, поскольку у них нет свободных носителей заряда - электронов, все они использованы для образования химических связей. Кристаллы неметаллов непластичные и хрупкие, так как любая деформация приводит к разрушению химических связей. Большинство из неметаллов не имеют металлического блеска.

Физические свойства неметаллов.

1.Пластичностью не обладают, хрупкие

2.Блеска нет (искл. активированный уголь, кремний и кристаллический йод

3.Теплопроводность (только графит)

4.Цвет разнообразный: желтый, желтовато-зеленый, красно-бурый,фиолетовый

5.Электропроводность (только графит и черный Фосфор.)

6.Агрегатное состояние:

Oгазообразное(H2, O2, Cl2 ,F2, N2,благородные газы)

Oтвердое (Р, С,S,Si,I2)

Oжидкое (Br2)

7 Растворимость:

В воде неметаллы нерастворимы или малорастворимы. Некоторые из них (галогены, сера) лучше растворяются в органических растворителях, белый фосфор — в сероуглероде. Фтор в воде растворять нельзя, так как он бурно реагирует с водой.

Вида связи, характерные для неметаллов:

Ковалентная (неполярная — в простых вещест¬вах (С12)

Полярная — в соединениях неметаллов (SCI2).

Для неметаллов более ха¬рактерно различие в свойствах, чем общность.

Следовательно, простые вещества — неметаллы в отличие от ме¬таллов характеризуются большим разнообразием физических свойств, что обусловлено различным их строением.

Разная структура кристаллической решетки:

1) тетраэдр - алмаз

2) слоистая - графит

Неметаллы (сера, углерод, фос¬фор, кислород) образуют аллотропные модификации:

БЕЛЫЙ ФОСФОР — воскообразное, прозрачное вещество, с характерным запахом. Состоит молекул Р4. Самовозгорается на воздухе, ядовит. Используется при изготовлении фосфорной кислоты (для получения пищевых фосфатов и синтетических моющих средств). Применяется при изготовлении зажигательных и дымовых снарядов, бомб.

КРАСНЫЙ ФОСФОР имеет цвет от алого до темно-коричневого и фиолетового. Существует несколько кристаллических форм с различными свойствами. Используют в изготовлении минеральных удобрений, спичечном производстве. Фосфор применяется в производстве сплавов цветных металлов, сплавов. Соединения фосфора служат исходными веществами для производства медикаментов.

При нормальном давлении и температурах до 98,38°C стабильна РОМБИЧЕСКАЯ аллотропная модификация СЕРЫ, образующая лимонно-желтые кристаллы.

Выше 95,39°C стабильна МОНОКЛИННАЯ модификация серы.

Резиноподобную ПЛАСТИЧЕСКУЮ серу получают при резком охлаждении расплавленной серы (выливая расплав в холодную воду). Эти модификации состоят из нерегулярных зигзагообразных цепей Sn. При длительном выдерживании при температурах 20-95°C все модификации серы превращаются в ромбическую.

Кислород

КИСЛОРОД О2 - газ без цвета, вкуса и запаха, мало растворим в воде, поддерживает горение и дыхание. В атмосфере земли образуется в процессе фотосинтеза.

ОЗОН - О3 - газ голубого цвета, с характерным запахом, очень реакционноспособен. Образуется во время грозы и в хвойных лесах. Основная масса О3 в атмосфере расположена в виде слоя — озоносферы — на высоте от 10 до 50 км с максимумом концентрации на высоте 20-25 км. Этот слой предохраняет живые организмы на Земле от вредного влияния коротковолновой ультрафиолетовой радиации Солнца. В промышленности О3 получают действием на воздух электрического разряда. Используют для обеззараживания воды и воздуха.

АЛМАЗ, минерал, кристаллическая модификация самородного углерода, по блеску, красоте и твердости превосходящий все минералы.

Размеры кристаллов варьируют от микроскопических до очень крупных, масса самого крупного алмаза «Куллинан», найденного в 1905 в Южной Африке 3106 кар (0,621 кг).

Алмаз — самое твердое из всех природных веществ. По шкале Мооса относительная твердость алмаза равна 10,

ГРАФИТ, минерал, наиболее распространенная и устойчивая в земной коре модификация углерода. Структура слоистая. Темно-серые до черных чешуйчатые массы. Огнеупорен, электропроводен, химически стоек. Используется в производстве плавильных тиглей, в литейном деле, при изготовлении электродов, щелочных аккумуляторов, карандашей и т. д. Графит получают также искусственно — нагреванием антрацита без доступа воздуха. Блоки из чистого искусственного графита используют в ядерной технике, в качестве покрытия для сопел ракетных двигателей и т. д.

Аллотроп¬ные модификации олова представляет собой одна- металл, а другая — неметалл.

При комнатной температуре обычно существует бета-олово (белое олово) - металл, из которого раньше отливали оловянных солдатиков (сказка Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик) и которым покрывают изнутри консервные банки.

При температуре ниже +13оС более устойчивое альфа -олово (серое оло¬во) серый мелкокристаллический порошок проявляет свойства неметалла.

Процесс превращения белого олова в серое быстрее всего идёт при температуре -33оС. Это превращение получило образное название «оловянной чумы».

Оловянная чума, полиморфное превращение т. н. белого олова в серое (b ® a), при котором металл рассыпается в серый порошок. Причина разрушения состоит в резком увеличении удельного объёма металла (плотность (b-Sn больше, чем a-Sn). Переход облегчается при контакте олова с частицами a-Sn и распространяется подобно «болезни». Наибольшую скорость распространения Оловянная чума имеет при температуре —33 °С; свинец и многие др. примеси её задерживают. В результате разрушения «чумой» паянных оловом сосудов с жидким топливом в 1912 погибла экспедиция Р. Скотта к Южному полюсуДавным-давно было замечено, что при сильных холодах посуда, сделанная из олова, покрывается специфическими «язвами», которые, разрастаясь, постепенно приводят к превращению такой посуды в порошок. Причем стоило «простудившейся» миске прикоснуться к здоровой, та тоже покрывалась пятнами и рассыпалась. Долго люди не могли понять сути происходящего. В конце прошлого века в России был такой случай. Из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, доверху груженный брусками олова. По прибытии в Москву в открытых вагонах грузчики вместо ожидаемого металла обнаружили… серый порошок. Объяснить это необычное явление удалось лишь много позже, когда на помощь ученым-металловедам пришел рентгеновский анализ, давший возможность проникнуть в суть кристаллического строения веществ. В частности, олово может принимать различные кристаллические формы. Известное нам белое олово — пластичный металл, при температуре ниже 13°С образует новую модификацию, обладающую свойствами полупроводников, — олово серое, в кристаллической решетке которого атомы располагаются менее плотно. Одна модификация переходит в другую тем быстрее, чем ниже температура окружающей среды. При -33°С скорость превращений становится максимальной. Олово трескается и превращается в порошок.

Именно это превращение и получило название «оловянная чума».

«Вылечить» же металл, столь необходимый для пайки проводов и электронной аппаратуры, возможно, если добавить в него стабилизатор, например висмут.

Явление аллотропии для неметал¬лов более характерно, чем для металлов.

5.Применение неметаллов

Водород используется в химической промышленности для синтеза аммиака, хлороводорода и метанола, применяется для гидрогенизации жиров. Используется в качестве восстановителя при производстве многих металлов, например, молибдена и вольфрама, из их соединений.

Хлор применяют для производства соляной кислоты, винилхлорида, каучука и многих органических веществ и пластмасс, в текстильной и бумажной промышленности используют в качестве отбеливающего средства, в быту - для обеззараживания питьевой воды.

Бром и йод используют в синтезе полимерных материалов, для приготовления лекарственных препаратов и др.

Кислород применяется при сжигании топлива, при выплавке чугуна и стали, для сварки металлов, необходим для жизнедеятельности организмов.

Сера используется для производства серной кислоты, изготовления спичек, пороха, для борьбы с вредителями сельского хозяйства и лечения некоторых болезней, в производстве красителей, взрывчатых веществ, люминофоров.

Азот и фосфор применяются при производстве минеральных удобрений, азот применяется при синтезе аммиака, для создания инертной атмосферы в лампах, используется в медицине. Фосфор применяется при производстве фосфорной кислоты.

Алмаз используется при обработке твердых изделий, в буровых работах и ювелирном деле, графит - для изготовления электродов, тиглей для выплавки металлов, в производстве карандашей, резины.

1.Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах III-VIII групп ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.

1 Мастер-класс по теме: «Активизация познавательной активности учащихся посредством применения стратегий критического мышления, групповой работы на уроках филологических дисциплин»

Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.

Цель мастер-класса: - передача опыта по использованию стратегий критического мышления в групповой работе, как один из способов повышения познавательной активности детей

Задачи: - 1.создание условий для профессиональног о общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

2. распростране ние педагогическ ого опыта. 3.Выстраивание диалога.

Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной пре зентации; практическое занятие.

Наглядность: - раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов и методов); - материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;

Приёмы : проблемные вопросы и ситуации; творче ские задания; вовлече ние участников в групповую работу, рефлексия.

    Упражнение - разминка «Нас с тобой объединяет»

Каждый участник, называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к соседу, находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…»

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

Анализ упражнения: (обсуждение с коллегами )

Чему способствует проведение данного упражнения?

(в обсуждении плавно перейти к теме мастер-класса)

2. Вступительное слово: (теоретическая часть)

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает.

Ни для кого не секрет, что все чаще и чаще в школу приходят дети с заниженным интересом к учению вообще и к русскому языку в особенности, дети не хотят учиться , мало читают, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к языку.

В чём же причины этого нежелания?

Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни, и однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить.

Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?

Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенность ю, уверенностью в себе, доброжелательнос тью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.

Отучившись на трёхуровневых курсах(третий базовый уровень) и внедряя формы, приёмы и методы, подходы, на которых основаны идеи 7 модулей, изменили моё представление о процессе обучения, привели к тому, что я переосмыслила свою роль на уроке и роль ученика. Они помогли мне совершенно по - другому увидеть учебные ситуации, я узнала о новых методах преподавания и оценивания. Я почувствовала их новизну, логичность и необходимость внедрения в школьную практику

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

И сразу возникает несколько вопросов:

    Как учить детей без принуждения?

    Как помочь им раскрыть свои возможности?

    Как сделать предмет интересным для всех?

    Как дать стимул к обучению?

Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления и групповой работы.

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы (слайд)

Методика критического мышления включает три этапа или стадии:

Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия; сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.

Вызов – вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить. «Любое мнение ценно».

Осмысление – получение новой информации, но не от учителя. Сопровождается действиями ученика.

Рефлексия – суммирование, систематизация новой информации, исправление представлений, полученных на стадии вызова.

Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо “вызова” более привычно для учителя звучит – введение в проблему или актуализация знаний учащихся. А “осмысление” ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия – есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различие? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. В презентации и памятках (раздать коллегам) даны приёмы и стратегии с описанием, которые наиболее успешно могут применяться учителем на уроках. За год работы над данной проблемой : «Развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации к предмету и качества образования »

я не скажу, что использую все, но некоторые довольно успешно практикую.

Сегодня я предлагаю на практике рассмотреть, один из приёмов, это «Зигзаг», который очень нравится моим учащимся и применяется как на уроках русского языка, так и литературы.

Как гласит древняя китайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». (Практическая часть )

Объединение в группы

Приём «Догадайся сам» Используя слова разных частей речи, предложить собраться коллегам в группы, но по какому принципу не сообщать.)

Анализ упражнения

Приём «Зигзаг»

Сегодня мы попробуем выступить в роли учеников. У нас будет работать четыре группы. Оптимальное количество человек в группе 4-5 человек. Почему? (При таком количестве трудно не участвовать в работе; учителю удобнее корректировать работу и т.д.) (слайд, описание приёма)

Стратегию «Зигзаг» уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

анализировать задания совместно с другими учащимися;

вести исследовательску ю работу в группе;

доступно передавать информацию другому человеку.

Характерная особенность такого урока – групповая работа над материалом. Деление класса на группы происходит по выбору педагога. За урок школьник успевает поработать в двух группах.

Данную стратегию я использую на уроках русского языка и литературы (повторение и обобщение).

Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов. В группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.

Заканчивается урок фронтальной работой – выступлением членов от каждой кооперативной группы.

Такая форма проведения урока относится к коллективной форме обучения.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания дифференцированн ые по трудности, по объёму учебного материала.

Класс поделён на группы (на каждом столике свой номер, у каждого ученика за столом номер от 1 - 5). Перед началом урока раздать листы с заданиями каждому ученику, приготовить словари.

Работа коллег в первичных группах. (раздать задание)

Работа экспертов.

Представление результатов работы, обсуждение.

Подведение итогов : Технология развития критического мышления в групповой работе учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий и способствует активизации познавательной деятельности учащихся.Отметим, что используя предложенные приёмы и технологии ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, учится делать обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

Рефлексия

  • Из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать 2-наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:

  • - На мастер- классе я::.

  • - Самым интересным для меня сегодня было:

  • - В своей дальнейшей работе я:

  • - Я пожелал бы учителю:

Я желаю вам удачи и хорошего настроения.

Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.

Приложение1

    Прием “Корзина” идей, понятий, имен…(слайд)

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре.

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительност ь 1-2 минуты).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

2."Мозговая атака" (брейн-сторминг) - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. ^

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся

3.Прием “Написание синквейна”

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Вот некоторые примеры синквейнов

Русский язык

Живой, удивительный,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

Литература

Русская, интересная,

Воспитывает, увлекает, объясняет,

Ведёт в мир прекрасного.

Мудрость.

4. Работа с кластерами - способ формирования учебно-познавате льной мотивации на уроке. (слайд)

Приём, который я использую в своей работе, это составление КЛАСТЕРА. Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательнос ть действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) следует написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг расположить слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Все эти умения составляют основу критического мышления и носят методологический характер.

Например, на уроке русского языка в 6 классе, при изучении темы «Глагол, Наклонения глагола», на стадии вызова прошу учащихся перечислить известные им грамматические признаки, изобразив это схемой:

5. Прием “Пометки на полях”

На уроках русского языка и литературы я применяю приём ИНСЕРТ. Название складывается из первых букв его назначения: int eractive (интерактивная) noting (размечающая) sy stem (система) effective (для эффективного) re ading and (чтения) thinking (размышления). В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

Знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

Знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: Учащимся предлагается систематизироват ь информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

IVэтап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения.

6. Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.

Маркировочная таблица ЗУХ.

З

У

Х

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролироват ь работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

7. Эссе– один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляе тся система
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: